Американские эскимосы

В американской этнографической литературе существуют несколько точек зрения относительно главной единицы традиционного общества эскимосов. Сторонники одной из них считают основой эскимосского общества нуклеарную семью, которая вела свое домашнее хозяйство (Поспишил, Габсер). С другой стороны, канадский ученый Л. Гемпл определил эскимосскую семью как коллектив личностей, живших в одном жилище. По его мнению, в большинстве районов американской Арктики были распространены нуклеарные семьи, хотя в них часто входили единокровные или адаптированные родственники брачной пары, их супруги и дети. Несколько семей, которые располагались вместе лагерем и ставили свои жилища поблизости друг от друга, Гемпл называет локальной группой, а их совокупность — региональным объединением, которое занимало уже более обширную территорию, используя ее как охотничью.

Американские эскимосы

Точка зрения американского этнолога Э. Берча несколько иная. Он считает, что основой эскимосского общества была родственная группа, и, поскольку она использовалась как охотничья, родство являлось фактором социальной организации. Родственные связи становились абсолютно необходимыми для защиты индивидуума, так как жестокость к тем, кто не имел родственной поддержки, например к сиротам, была распространена повсеместно. Поскольку подобные связи играли основную роль, некоторые аборигенные деревни, по мнению Берча, были почти полностью многопоколенными едиными семьями. Он исследовал такие деревни в северо-западной Аляске еще в 60-х годах XX в. Берч замечает также, что, рассматривая нуклеарную семью как основу социальных отношений, нельзя объяснить размах и гибкость родственных связей у эскимосов.

Традиционные формы и типы семей у эскимосов

Рассмотрим конкретно традиционные формы и типы семей у различных групп эскимосов США и Канады, какими их наблюдали ученые в начале XX в. У тихоокеанских эскимосов хозяйство состояло из нескольких замужних сестер, их семей и нескольких неженатых сиблингов. Оно могло охватывать одну более старую пару и нескольких обедневших родственников или сирот. Статус последних был ненамного выше, чем положение рабов, добытых путем обмена или в результате военных действий. Этот вид семьи в американских исследованиях называют расширенной, считается, что она образовывалась в результате расширения нуклеарной. Последняя, в свою очередь, сокращалась, когда отдавали ребенка на усыновление, или расширялась, когда преуспевающий муж брал вторую жену.

У эскимосов юго-западной Аляски нуклеарные семьи жили в одном жилище только в тундре, в охотничьем или рыболовном лагере, образуя общее домохозяйство (хаусхолд). Когда они селились на берегу моря, мужчины и мальчики жили в кажиме (общинном доме), в то время как женщины и дети занимали индивидуальные жилища.

Домохозяйство нунивакских эскимосов (Западная Аляска) могло охватывать, например, двух братьев и их семьи или более старую пару с собственными детьми и детьми одного или обоих супругов от предыдущего брака. До начала XX в. постоянными обитателями дома были женщины с детьми, а мужчины жили в мужских домах.

На острове Святого Лаврентия эскимосы селились в разбросанных мелких поселениях, в каждом из которых доминировала патрилинейная расширенная семейная группа. Основной единицей являлась семья-домохозяйство, которая могла быть и нуклеарной, и расширенной. Расширенная включала поколения дедушек, женатых и неженатых сиблингов супружеской пары.

Основной социальной единицей у эскимосов Берингова пролива являлось домохозяйство, которое занимало отдельное жилище. Оно могло состоять из жены и супруга, одного или двух детей и нескольких других родственников.

У эскимосов залива Коцебу семьи также различались по структуре. Некоторые были маленькими, географически изолированными, включающими примерно шесть человек, другие увеличенными, билатерально расширенными, локальными, по выражению Берча, семьями, которые могли включать и 20 и 100 членов. Каждая локальная семья подразделялась на несколько домашних семейных союзов (домохозяйств), чьи члены жили в отдельных жилищах. Локальные семьи являлись самообеспечивающимися коллективами, т.е. их члены могли значительный промежуток времени существовать без контакта с другими группами, поскольку они осуществляли полный цикл производства и потребления. Кроме того, локальная семья выполняла функцию защиты своих членов. Такая группа жила под руководством старейшины (умилика) и имела общественный дом — кажим. Домохозяйства, на которые дробились локальные семьи, объединяли шесть-семь человек, хотя численность семьи могла быть и больше и меньше. Большинство домохозяйств представляло тип расширенной супружеской семьи.

На северном побережье Аляски эскимосский поселок также состоял из группы отдельных билатерально расширенных семей, вступавших между собой в брачные отношения. Их основой являлись домохозяйства, а функцией — кооперация, взаимная помощь и защита.

Для внутренних районов северной Аляски была характерна нуклеарная семья. Она редко функционировала отдельно; чаще такая семья включалась в более расширенную семью родителей одного из супругов, обычно жены.

У эскимосов реки Маккензи продуктивное объединение в зависимости от сезона варьировало от простой нуклеарной семьи или групп семей (в период рыбной ловли) до большой группы в 300 и более человек (в китобойный сезон). Зимой каждая нуклеарная семья поддерживала свою кухонную лампу, имела свои запасы пищи и готовила еду отдельно, т.е. выполняла функции домохозяйства.

У канадских эскимосов нетсилик хаусхолд включал группу родственных нуклеарных и расширенных семей. Первые основывались на супружеской паре, вторые — на связи сиблингов и их семей. Летом и осенью в связи с охотой на карибу и рыбной ловлей расширенная семья нетсиликов функционировала как дискретная экономическая единица. Самый старший охотник в такой семье был ее главой и решал вопросы передвижения, выбирал охотничьи места, давал молодым советы.

Расширенная семья иглуликов также представляла собой производственное объединение. Распределение мяса и шкур координировалось на этом уровне. Руководил деятельностью такой семьи, как правило, отец. Даже в старости, когда лидерство переходило к старшему сыну, он продолжал консультировать своих родичей.

Локальные группы эскимосов карибу состояли из иуклеарных и расширенных семей. Так, канадский ученый Арима писал, что из 18 семейных союзов изучаемого им поселка четыре основывались на связи родители-сын, шесть — родители—дочь, пять — брат—брат, три — брат—сестра. В этих семьях преобладала билатеральность, а наиболее типичной была патрилокальная расширенная семья, жившая или в большом снежном доме, или в большой палатке, или в малых палатках, расположенных рядом.

Семейная организация эскимосов коппер и Баффиновой земли — это изолированная нуклеарная семья. Иногда наблюдались формы расширенной семьи, внутри которых существовала кооперация.

У лабрадорских эскимосов также известны и нуклеарные, и расширенные семьи. Нуклеарные встречались реже, а расширенные различались по виду. Одни состояли из мужа с несколькими женами, другие наряду с супружеской парой включали родственников: неженатых взрослых детей, вдовых сестер, престарелых родителей. Домохозяйство лабрадорских эскимосов было шире, чем нуклеарная или расширенная семья. Оно состояло из семей родителей и их женатых сыновей или семей женатых братьев.

Если систематизировать данные по бытовавшим в начале XX в. формам семей у эскимосов, то можно сделать несколько выводов. Во-первых, основной экономической ячейкой эскимосского общества являлось домохозяйство, которое, в свою очередь, могло состоять из нуклеарной или расширенной семьи или их сочетания. Во-вторых, тип домохозяйства зависел от преобладающего вида хозяйственной деятельности, которым занималась та или иная группа в определенный период времени. Индивидуальные охота и рыбная ловля требовали малых нуклеарных семей, охота на кита или загонная охота на карибу — расширенных семей, объединение которых превращалось в локальные группы.

Расширенные семьи и их типы

Расширенные семьи делились на несколько типов. Первый — это брачная пара с родственниками одной из супружеских сторон. Родственниками могли быть и родители, и неженатые сиблинги. Второй тип — совокупность нескольких нуклеарных семей, связанных родством. Третий тип основывался не на брачной паре, а на полигамном союзе.

Все эти виды и подвиды семей или объединялись в различных сочетаниях, или жили раздельно, но в любом случае основой семьи оставалось домохозяйство. Так, у тихоокеанских эскимосов основной ячейкой была расширенная патриархальная семья, которая вела собственное домохозяйство. Подобный же вид семьи отмечен у эскимосов острова Нунивак, Берингова пролива, острова Св.Лаврентия и залива Коцебу. Наряду с ними в тех же регионах существовали нуклеарные семьи со своими домохозяйствами.

Локальная семья, которую Берч выделяет в самостоятельный тип, в нашем понимании является общиной, находящейся на стадии перехода от родовой к соседской, как ее идентифицировал советский ученый Л.А. Файнберг. Это доказывается теми функциями, которые она выполняла у эскимосов:

  1. внутри локальных семей существовали брачные отношения, но между ними их не было, т.е. поддерживалась эндогамия;
  2. существовала идентификация ее с определенной территорией;
  3. каждая община имела свой годовой цикл движения по собственной территории;
  4. каждая локальная семья являлась самообеспечивающимся обществом, объединяемым как хозяйственной деятельностью, так и совместными праздниками и церемониями.

Фактически большинство аспектов деятельности традиционной семьи у эскимосов Аляски наблюдалось еще в начале XX в. Спенсер отмечал стабильность больших билатеральных семей, которые были, по его словам, краеугольным камнем деревенской социальной системы, фокусом экономических отношений общин.

Браки и правила выбора партнеров

Поскольку семейным отношениям предшествует заключение брака, рассмотрим кратко этот институт у эскимосов. Эскимосские общины были, как правило, эндогамны. Хотя не существовало никаких специальных правил, эндогамия соблюдалась как общепринятая норма. Однако в маленьких общинах часто недоставало людей подходящего брачного возраста, что вынуждало мужчин покидать общину, чтобы найти себе жену. Поэтому можно сказать, что при обычном соблюдении эндогамии не было и твердого запрета нарушать ее.

У большинства групп эскимосов отмечены твердо установленные правила относительно того, кто может или не может быть брачным партнером. Запрещались браки между близкими кровными родственниками: параллельными кузенами и сиблингами, родителями и детьми, дядями и племянницами, тетями и племянниками. Исключение составляли эскимосы карибу, у которых, хотя и редко, могли жениться дяди и племянницы, тетки и племянники. Кроме того, у эскимосов северной Аляски супруг избегал сексуального общения с сестрами жены. Повсеместно нельзя было жениться тезкам (одно имя могли носить и мужчины, и женщины) и людям, имеющим одинаковые амулеты. У нунивакских эскимосов мужчина мог жениться на женщине и ее дочери или на своей мачехе после смерти отца. Допускался брак с кросс-кузеном или наследовавшим ему партнером.

У эскимосов острова Нунивак первый брак был предпочтителен между юношей 20 и девушкой 13 лет. Эскимосы внутренних районов северной Аляски женились обычно между 16 и 25 годами. У эскимосов Берингова пролива девочки обручались уже с десятилетнего возраста с мужчинами гораздо старше них. Большая разница в возрасте между супругами объясняется нехваткой брачных партнеров.

Почти у всех групп эскимосов брак начинался с переговоров между родителями молодых и обмена подарками. У тихоокеанских эскимосов брак считался заключенным после обмена подарками, после чего мужчина поселялся вместе с женой. У эскимосов Берингова пролива также отсутствовали формальные церемонии: мужчина обычно давал своей избраннице парку или другую одежду, демонстрируя этим свое намерение жениться на ней.

У эскимосов центральной Арктики обручение происходило в раннем возрасте, иногда сразу после рождения детей. У иглуликов родители невесты во время обручения получали подарок. У нетсиликов обручением занимались матери будущих супругов, причем предпочитались родственники их ближайшего окружения (кузены). На Баффиновой земле брак основывался на договоре между семьями, в результате чего эти семьи фактически обменивались детьми разного пола. В северном Квебеке при первом браке авторитет старших превалировал над желанием потенциальных супругов. Но при повторном или если мужчина уже стал самостоятельным охотником, он мог сам выбрать себе жену.

У эскимосов острова Святого Лаврентия брак устраивали родители или старшие родственники. Иногда там встречалось обручение детей. Заключение брака проходило несколько стадий. Сначала семьи жениха и невесты обменивались подарками: орудиями труда, оружием и любыми другими товарами. Потом жених поселялся в доме невесты для выполнения работы жениха, которая длилась около года. Его обязанности были безграничными: он охотился со своим будущим тестем и делал все, что необходимо было делать мужчине по хозяйству. В конце этого периода начиналась сексуальная связь между женихом и невестой. Следующая ступень социального признания была решающей. Молодая пара переселялась в дом жениха, затем туда приходили родственники девушки с нартами, груженными подарками: шкурами, продуктами, охотничьими принадлежностями. С переселением в дом жениха и получением подарков брак признавался совершенным.

Как видим, форма заключения брака у эскимосов острова Святого Лаврентия состояла из двух частей. Первая — отработка за супругу и добрачное сожительство и вторая — обмен подарками. У других групп эскимосов также прослеживаются обе эти части, но в разных контекстах. Так, отработка встречалась у иглуликов и эскимосов острова Баффин, а широкое распространение добрачной свободы девушек отмечали многие исследователи.

Однако у некоторых групп эскимосов брак окончательно признавался только после рождения ребенка, например у эскимосов северного побережья Аляски, при условии, что мужчина приносил в хозяйство дичь и помещал в общем жилище свою собственность. У эскимосов острова Нунивак только после рождения ребенка жена могла учить охотничьи песни мужа и знакомиться с его генеалогией, т.е. становилась полноправным членом семьи своего мужа. Габсер, исследовавший эскимосов внутренних районов северной Аляски, отмечал, что семейные связи укреплялись после рождения нескольких детей, когда новое хозяйство становилось составной частью общины.

Другие формы брака у эскимосов

Кроме этой главной и наиболее распространенной формы брака, у эскимосов, на наш взгляд, существовали и другие формы, не приводившие к образованию семьи, но игравшие важную роль в социальных и экономических отношениях. Так, Хейнрич отмечал у эскимосов Берингова пролива наличие двух признанных форм брака. Первичный — поселенческий — и добавочный, который включал обмен обоими супругами. Социальные связи, существовавшие между супругами после первичного брака, при добавочном прерывались. Берч называет указанную форму брака собрачием. Собрачие, по Берчу, это обмен брачными партнерами между двумя супружескими парами. Обмен мог осуществляться и часто, и всего один раз за всю жизнь.

Кроме добавочного брака, у некоторых групп эскимосов отмечалась полигамия, причем наиболее часто в полигинийной форме. У эскимосов залива Коцебу, северного побережья Аляски, устья р. Маккензи она составляла не более 5% всех браков. Гораздо шире она была распространена у эскимосов центральной Арктики — иглулик, нетсилик, карибу, несмотря на то что у этих же групп наблюдалась и наиболее сильная диспропорция полов в виде нехватки женщин брачного возраста. Кстати, эта нехватка способствовала развитию там обычая умыкания женщин как с убийством супруга, так и без него.

У эскимосов Берингова пролива вожди и хорошие охотники имели двух и более жен, между которыми обычно происходило разделение труда в хозяйственной сфере. Первая жена занималась шитьем одежды, вторая, более молодая, вела хозяйство. Полиандрические браки отмечались у тихоокеанских эскимосов, причем статус второго мужа не превышал статуса слуги. У эскимосов иглулик, карибу, нетсилик полиандрия была спорадической и нестабильной.

В полигинии и полиандрии эскимосов острова Нунивак прослеживается тенденция к бракам с двумя сестрами или с братьями. В противоположность этому на северном побережье Аляски полигамные браки никогда не заключались с братьями и сестрами.

Твердых правил поселения после заключения брака не существовало. Так, например, у тихоокеанских эскимосов молодые обычно уходили жить к родителям жены. Такое поселение чаще всего было временным. У эскимосов юго-западной Аляски поселение тяготело к матрилокалыюму, поэтому женщина не только своих дочерей растила в родном доме, но и ее дочери растили следующее поколение детей в том же самом доме. На острове Св. Лаврентия молодые селились в доме жениха. У эскимосов Берингова пролива поселение могло быть и патрилокальным, и матрилокальным, и даже иногда неолокальным, у лабрадорских — вирилокальным и уксорилокальным. На острове Баффина брачное поселение было вирилокальным после того, как муж жил какой-то период в доме тестя. Но, когда семья имела только одну дочь, ее родители могли требовать, чтобы ее семья жила с ними постоянно. Практически только обстоятельства диктовали, где поселиться молодой паре: они могли жить и у родителей одного из супругов, и в новом жилище, и с сиблингами одной стороны или даже уйти в новую общину.

На наш взгляд, эскимосская семья выполняла четыре основные функции: экономическое производство и потребление, воспроизводство населения, обучение и социализации молодого поколения, расширение связей взаимной помощи и кооперации. Причем в случае сосуществования нуклеарной и расширенной семей происходила специализация в их функциях. Нуклеарная заботилась о рождении и воспитании детей, социализации и обучении молодежи, а главной функцией расширенной семьи становились экономическое производство и потребление. Таким образом, на индивидуума воздействовали два взаимосвязанных процесса — развитие его личности в нуклеарной семье и подавление индивидуализма в системе расширенной семьи.

Супружеская пара американских эскимосов

Супружеская пара, создавая семью, вступала не только в интимные, но и в экономические отношения, т.е. отношения производства и потребления, которые необходимы для существования ее членов. В рамках этих отношений происходило четкое разделение труда по полу: мужчины убивали животных, необходимых для пропитания, шитья одежды, строительства жилищ, женщины готовили еду, ухаживали за детьми, шили и чинили одежду, занимались собирательством. Они контролировали семейные запасы пищи и те предметы материальной культуры, которые делали сами. Поскольку семья-домохозяйство была в большой степени экономически самообеспечивающейся ячейкой, главным центром производства, в который оба супруга вовлекались на равных, то страдала вся семья, если кто-то уклонялся от своих обязанностей или не справлялся с ними.

Экономическая поддержка семьи мужчиной осуществлялась даже в том случае, когда он жил в общинном доме — кажиме и ему приходилось только навещать свою жену, как это было, например, на острове Нунивак. Старики, достигшие преклонного возраста и жившие в семьях детей, также участвовали в хозяйственной деятельности по мере возможности.

Вторая функция — воспроизводство населения. Как уже отмечалось выше, рождение детей в эскимосском обществе могло происходить и без образования семьи. В таком случае ребенок входил в семью родственников, чаще всего родителей матери. Но в большинстве случаев рождение ребенка означало окончательное формирование семьи, ее укрепление и даже общественное признание.

Третья функция — обучение и социализация молодежи. В эскимосской семье дети были в высшей степени желательны. Их кормили грудью до трех лет, а иногда и дольше. Они росли в обстановке вседозволенности, их редко или никогда не наказывали. От дурных поступков детей удерживали увещеваниями, иногда насмешкой. В то же время их закаливали и учили терпеливо переносить невзгоды.

Дети младшего возраста пользовались неограниченной свободой, но, вырастая, они должны были безоговорочно повиноваться родителям вплоть до зрелости. Детство длилось от 1,5 до 12—14 лет. Дети много играли, но в играх, имитируя старших, они обучались навыкам, необходимым для выживания в суровых условиях.

Между сиблингами одного пола существовала возрастная субординация. В отношениях сиблингов разного пола наблюдалась сдержанность.

Отношения между родителями и детьми одного пола отличались особой любовью. Девочки были тесно связаны с женщинами, обучаясь искусству обрабатывать шкуры, делать обувь. Они самостоятельно выполняли такую работу, как сбор топлива или растений и ягод, присматривали за младшими братьями и сестрами. Шестилетние девочки на юго-западе Аляски уже помогали плести маты. Хотя дочери с малолетства знали обычаи и правила поведения, взрослые контролировали их до тех пор, пока они не начинали делать всю женскую работу самостоятельно. У тихоокеанских эскимосов татуировка подбородка означала, что девушка достигла пубертатного возраста.

Мальчики до 12 лет в играх копировали взрослых охотников. Совсем маленькими они впрягали в игрушечные нарты щенят, а с 12 лет уже могли использовать собачий транспорт для доставки мяса в лагерь, рубить дрова и ходить в короткие охотничьи походы. У тихоокеанских эскимосов мальчики в этом возрасте переходили под покровительство взрослого, чаще всего дяди. У нунивакских эскимосов ребенок с пяти лет жил в кажиме с мужчинами, где он должен был быстро идентифицироваться с ними, случая их, наблюдая за их деятельностью и перенимая их опыт. Там мальчики приобретали знания местной географии, повадок животных. Умения и уловки, которые способствовали успеху в охоте, переходили от отца к сыну, часто при передаче предметов охотничьего снаряжения или охотничьих песен, имевших по воззрениям эскимосов особую силу. В возрасте 16 лет юноши уже принимали участие в охоте наравне со взрослыми. Юношеский период длился от пубертации до брака.

Если в семье эскимоса с острова Баффин не было ребенка желанного пола, то родители обучали сына женским занятиям, а дочь — мужским, соответственно чему давались имя и одежда. Детский травестизм встречался и у аляскинских групп эскимосов.

С образованием новой семьи возникали и новые связи родства и свойства, которые выполняли функции взаимной помощи и кооперации. В американской литературе отводится особое место этим институтам.

Основой партнерства могли стать различные проявления общественной жизни: охотничьи и рыболовные артели, усыновление, помолвка, отношения тезок, обмен женами. Основой, на которой могло возникнуть объединение, были брак, развод, вдовство, серьезное или шутливое партнерство, обмен товарами или торговля, дележ мяса, танцы, песни, спортивная борьба, амулеты и ритуальное покровительство. Но нас в данном случае интересуют те формы объединений, которые создавались на основе брачного или семейного союза: помолвка, обмен супругами, усыновление.

У эскимосов получили сильное развитие кровнородственные связи, которые обязывали ко взаимной ответственности и помощи. Кровное родство поддерживалось очень активно, вплоть до кровной мести. Некоторые правила и привилегии такого родства переносились и на родню брачного партнера. Кроме того, в круг кровных родственников входили усыновленные дети или адаптированные родственники с отцовской и материнской стороны. Это родство распространялось на второе и третье поколения. Дети, появившиеся в результате обмена женами, также фактически становятся родней друг другу. Мужчины, жившие с одной женщиной до ее брака, становились в особые отношения друг к другу, т.е. неродственные отношения заменялись псевдородственными.

После создания семьи жена могла быть отдана другому на время, что становилось основой для возникновения партнерства между мужчинами, укрепляло связь между неродственниками. Партнерство по жене считалось таким же сильным, как кровное родство. Как же соблюдался этот обычай? Хеннай отмечал, что обряд по обмену женами был более сложным, чем считалось; существовали особые правила, определявшие тех, кто мог обменять жен. При таком обмене заключался формальный договор, который изменял социальную структуру общества в пользу семей всех участвующих сторон и не противоречил другим социальным институтам. Инициаторами обмена могли быть как мужья, так и жены. Наилучшим образом институт обмена женами изучен на северном побережье Аляски.

Все потомки любого брачного союза (поселенческого, собрачия, полигамного) считались сиблингами друг другу, хотя между ними были тонкие различия, такие, как полные, наполовину, сводные. Браки между ними запрещались, а общая идентификация препятствовала инцесту в будущем, что, по мнению Берча, подтверждало его идею: каждая из форм эскимосского брака была реальной формой брака и ничем больше.

У всех групп эскимосов получила широкое распространение адопция, т.е. усыновление детей. Она принимала различные формы, среди которых существовали и временное использование молодых помощников, и воспитание сирот или усыновление детей при рождении. С приемными детьми обращались как с родными. Широко практиковавшаяся адопция влекла за собой обязательства родства, связывающие не только приемных родителей, но и их сиблингов с этими детьми. Адопция обычно сопровождалась платой, если усыновлялся не родственник.

Статус женщины в семье

Женщина в семье имела сравнительно высокий статус, хотя она и не могла участвовать в общественных делах или давать советы мужчинам. И от мужчины и от женщины требовалось уважительное отношение к родителям супруга. В юго-западной Аляске это облегчалось проживанием мужа отдельно от семьи. Но даже тогда он не должен был смотреть на отца жены, говоря с ним. Иногда он просил свою жену вместо себя говорить с ее отцом. Здесь мы сталкиваемся с обычаем избегания тестя.

Приспособление молодой жены к новому окружению не всегда проходило легко. Трения между супругами или новыми родственниками часто приводили к разводу, который не был слишком формализован. Практически развод у эскимосов состоял в разрыве поселенческих связей и окончании половых отношений. Подобно браку, он не сопровождался специальной церемонией. Просто один супруг покидал другого либо выгонял, в зависимости от обстоятельств. Любой из супругов мог быть инициатором разрыва. Фактически все, что было получено за женщиной, возвращалось в ее родную семью или к ее родственникам. После развода любой из бывших супругов мог жениться снова и не раз, родственные связи, установленные в результате брака, сохранялись.

Эскимосский развод

Эскимосский развод больше походил на разделение (сепарацию), чем на развод в современном понимании, т.е. связи разрушались не полностью, они дезактивировались. Развод в традиционном эскимосском обществе встречался достаточно часто. Берч, например, отмечал, что хоть однажды, но каждый нарушал поселенческую связь, особенно в начале семейной жизни.

Основной причиной развода являлась неверность одного или обоих супругов. Однако в данном случае неверность означала сексуальные отношения вне сферы традиционной брачной системы. Другой серьезной причиной для развода служили неудачи одного из супругов в хозяйственной деятельности, ведении хозяйства, выполнении своих экономических обязательств, могли быть также и разногласия в вопросе воспитания детей.

Если разводящаяся пара имела одного и очень маленького ребенка, он обычно усыновлялся другой семьей, чаще родственниками одного из родителей. Если детей было несколько и они были постарше, они оставались с матерью и усыновлялись ее новым супругом. Однако дети в любом случае не теряли связей со своими реальными родителями, они просто получали добавочных. Во втором случае ребенку, несмотря на возраст, разрешалось проявлять свободу выбора — с кем из родителей жить.

Имущественные споры редко осложняли развод, поскольку при узкой специализации производственной деятельности каждая вещь имела своего хозяина. Следовательно, когда происходил разрыв, каждый брал то, что принадлежало ему и что было необходимо для работы.

Таким образом, можно выделить основные черты семейно-брачного союза у эскимосов в начале XX в. Основной экономической единицей было домохозяйство. Оно могло состоять как из нуклеарных, так и из расширенной семьи. При заключении брака эскимосами соблюдались определенные запреты, однако устройство брака не было формализовано. Практиковалось обручение младенцев, отработка за жену, добрачная свобода девушек, обычай дарить свадебные подарки.

У эскимосов можно выделить три формы брака: основной (он же первичный и поселенческий), собрачие и полигамия. Сосуществование различных форм брака являлось, по-видимому, остаточным явлением господствовавшего прежде группового брака. Эти черты сохранились благодаря специфическим природным условиям, препятствовавшим развитию производительных сил. Для выживания народа стали необходимыми расширенные родственные связи и кооперация, основанная на псевдородственных связях.

Основными функциями традиционной эскимосской семьи являлись производство и потребление, воспроизводство населения, обучение и социализация молодого поколения, расширение связей взаимопомощи, в которые, кроме кооперации и родства по жене, входила широко практиковавшаяся адопция детей.

Социально-экономическое развитие севера Северной Америки в первой половине XX в. в разных регионах происходило неодинаково: на юго-востоке Аляски быстрее, на севере Аляски и в Северо-Западных Территориях Канады медленнее. В зависимости от степени проникновения капитала и товарно-денежных отношений шло разрушение хозяйственного уклада общества охотников циркумполярной зоны, размывание традиционных экономических отношений, нарушение родоплеменных связей, постепенная консолидация отдельных племен эскимосов, их языковая унификация. Соответственно и традиционная эскимосская семья подверглась сильным изменениям.

Если в начале века эскимосское общество могло существовать только за счет объединения людей в крупные семьи и общины, то развитие капиталистических отношений способствовало распаду расширенных семей, выделению нуклеарных. С введением пушной охоты, огнестрельного оружия отпала необходимость в корпоративном объединении и как следствие — во взаимопомощи и взаимозависимости, то есть в тех элементах, которые были основой расширенной семьи в прошлом.

Видоизменились системы взаимной помощи, социального контроля, взаимных обязательств, присущие некогда большой семье. Исчезли коллективная ответственность и кровная месть. Функция расширенной семьи — снабжать продуктами своих членов — была подорвана появлением сначала торговых агентов, позже магазинов, а также введением системы социальной помощи.

Продолжавшаяся деятельность миссионеров и христианизация эскимосов сказались на исчезновении или сокращении таких институтов, как убийство новорожденных девочек, стариков, обмен супругами и детское обручение. Под их влиянием эскимосы стали отдавать своих детей в школы при миссиях. Однако это обучение было ориентировано на социальную, языковую и экономическую аккультурацию.

К середине XX в. произошли оседание и концентрация коренного населения, сселение их из маленьких стойбищ в поселки.

В 60—70-х годах XX в. на структуру и функцию эскимосской семьи продолжали влиять различные факторы. Одни из них были следствием активного экономического освоения северных территорий, другие — частью государственной политики по отношению к коренному населению.

эскимосы в США

Социальные изменения в связи с промышленным бумом

В связи с промышленным бумом значительно увеличилась численность белого населения, особенно в крупных городах и промышленных центрах Севера. Под влиянием как промышленного развития, так и правительственных программ среди коренных жителей усилились миграционные процессы, причем миграция изменила свое направление. Если раньше процесс концентрации происходил в основном за счет увеличения числа жителей мелких поселков, то в 60—70-х годах начался ярко выраженный процесс урбанизации, который шел за счет переселения жителей из мелких в более крупные поселки и города. Развитие нефтедобычи на Аляске в 60-х годах направило миграцию эскимосов в районы с преобладающим пришлым населением и одновременно увеличило приток белых в поселки коренных жителей.

Факторами, активно повлиявшими на эскимосскую семью, стали такие правительственные акции, как внедрение медицинской помощи и программ строительства дешевого жилья для эскимосов Аляски и Канадского Севера.

Результатом осуществления медицинских программ стал популяционный взрыв, который повлек изменения в демографической структуре общества — многодетность семей и омоложение популяции. Проведение программ жилищного строительства привело к массовому оседанию, отказу от лагерного, охотничьего образа жизни. Поселок стал основной базой для охотника. Работа по найму и социальная помощь приобрели экономическое значение.

Американские ученые отмечают, что, несмотря на концентрацию эскимосов и укрупнение поселков, стало труднее найти супруга. Если раньше выбор партнера был ограничен определенными семьями невест и женихов, то теперь, когда рамки эндогамных запретов распались, потенциальных женихов и невест все равно не хватает из-за возрастания миграций молодежи на заработки или учебу. После шестого класса образование можно получить только вне родных поселков, которые ученики вынуждены покидать надолго, что привело к отсрочению браков и как следствие — к половой беспорядочности. Девушки стали выходить замуж значительно позднее, чем в традиционном браке: средний возраст брачующихся составил 21 год.

Отсрочение браков, повышение брачного возраста привели к резкому снижению количества браков на севере Канады. Например, исследование канадского ученого Холла показало, что в поселке Грейт-Уэйл-Ривер на 19 молодых мужчин в возрасте 21—25 лет приходилось только 4 женатых. У эскимосов иглуликов также отмечался рост числа неженатой молодежи брачного возраста, проживавшей вместе с родителями. С 1955 по 1973 г. эта категория выросла в Понд-Инлет с 2,55 человек на семью до 3,49; в Арктик-Бэй — с 2,42 до 3,08; в Иглулике — с 2,75 до 4,16 и в Рипалс-Бэй — с 2,52 до 3,20.

Миграции в города, урбанизация коренного населения породили диспропорцию полов, поскольку переселялись преимущественно бессемейное и более молодое, чем прежде, поколения.

Это подтверждается и переписями населения. Если посмотреть общую численность эскимосского населения Аляски, то по всем районам число мужчин превышало число женщин, однако в крупных городах (Анкоридж, Фэрбанкс, Джуно, Кетчикан, Ситка и др.) картина была совсем другая — женщин было больше мужчин. В Канаде в 60-х годах в сельской местности проживало 47742 мужчины и 44167 женщин — индеанок или эскимосок, а в городах — 7832 мужчин и 9655 женщин. Та же закономерность проявлялась и в 70-х годах.

Однако из-за нехватки брачных партнеров только 10% женщин брачного возраста в городах Аляски находились вне брака (мужчин 41 %). Такая большая разница в цифрах показывает, что эскимосским женщинам удавалось выйти замуж за людей другой национальности, поскольку эти города, как правило, расположены вне районов традиционного расселения эскимосов. В исконно эскимосских местах расселения пропорция между полами продолжала выдерживаться.

Функционирование семьи американских эскимосов в условиях межкультурных контактов наложило определенный отпечаток на ее характер. Однако в американской этнологии исследования семьи в межкультурном контексте недостаточны. Научная литература рассматривает ее особенности под углом социальных изменений, анализируя внутренние связи, задачи и функции семьи только как социальной системы.

Несмотря на скудость материалов, перепись 1971 г. дает нам возможность выявить некоторые закономерности семейно-брачной структуры на Аляске именно в контексте межкультурных контактов. В зависимости от соотношения численности приезжего и коренного населения мы условно выделили четыре типа расселения эскимосов. I тип — преимущественно эскимосские места обитания при малом числе белых; II — большая численность эскимосов в окружении крупной популяции белых; III — индейско-эскимосское население в окружении крупной популяции белых; IV — индейско-эскимосская популяция при небольшой численности белых.

Процент одиноких был почти одинаково большой во всех видах расселения; он колебался от 35 до 45, так же как и процент находящихся в браке (от 43 до 57). Большая разница существовала в показателях отдельно проживающих, которых больше всего было именно в IV типе расселения, — 4,3%. По-видимому, при нехватке брачных партнеров своего этноса эскимосы сочетались браком с приезжими, поскольку при тех же обстоятельствах, но в окружении большого числа белых процент отдельно проживающих значительно меньше (2,4). Доля вдовых была примерно одинакова по всем типам, а самый высокий процент разведенных — в третьем типе расселения, т.е. в местах смешения с индейцами в окружении крупной популяции белых, — 5,5 и меньше всего там, где белых мало (тип I — 1,3, тип IV — 0,5).

В Северо-Западных Территориях Канады в 70-х годах большую часть всех женатых составляли коренные жители (53% против 25% европейцев). Однако даже при таком положении вне брака находилось 49% аборигенов старше 15 лет (у белых 26%). Среди них очень большой процент вдовых — 4,2 (у приезжих 1,1), зато процент разведенных значительно выше у некоренного населения — 2,2 (у коренного 0,2).

Американские эскимосы в 60—70-х годах

В 60—70-х годах расширенная семья становится преобладающей формой семейной организации. Это связано с отсутствием материальных возможностей у молодых людей иметь свой дом. Незамужние матери с детьми жили также в одной семье со своими родными. Рост числа таких матерей объясняется, с одной стороны, отказом от браков по традиционным связям и соответственно разрешенных родителями, а с другой — подавлением добрачных отношений в одновозрастных группах молодежи.

При рассмотрении структуры эскимосской семьи в 60—70-х годах нами выделены следующие ее характеристики: количество детей, процент неполных семей, проживание в семьях, кроме супругов и детей, других родственных глав семей, проживание с ними лиц, не связанных родством с главами семей. Переписи показывают, что структура эскимосской семьи также зависит от места проживания эскимосов.

Наибольший процент неполных и многодетных семей, а также семей с живущими в них родственниками приходился на районы преимущественного расселения эскимосов. В их семьях жили также люди, не принадлежавшие, с точки зрения статистиков, к этим семьям, но связанные родством с главами семей. Среди коренного населения процент таких людей составил 42 против 3,5 от общего числа населения. Кроме того, в переписях выделяются категории лиц, вообще не связанных родством с главой семьи. Процент таких людей среди коренных жителей достигает 24,6 против 2,3 от общего числа населения.

Проживание в семьях родственников и неродственников главы, в том числе и детей, указывают на сохранение, особенно в сельской местности, остатков бывшей расширенной семьи, а также на пережиток адопции, когда в семью принимались те, кто не мог обеспечить себя пропитанием. Сохранению этих черт способствовали низкий уровень доходов и бедность в местах основного расселения эскимосов.

Во главе множества семей коренных жителей Аляски в 60—70-х годах стояли женщины. Количество таких семей возрастало вследствие развода, сепарации или смерти мужа. Сила семейных связей слабеет, если главе семьи — мужчине приходится работать, а часто и жить вдали от дома. К 1970 г. на Аляске 12,4% семей эскимосов возглавлялись женщинами (у белых 4, а в среднем по Аляске — 5,14%). Это совершенно новое явление, поскольку в традиционном обществе семья без кормильца существовать не могла. Оно порождено новыми производственными отношениями и поддерживается системой социального обеспечения.

В течение 80-х годов особенности социальных, экономических и демографических процессов оказали свое влияние на структуру эскимосской семьи. Эффективная программа ее планирования значительно снизила рождаемость, что, в свою очередь, повлияло на размеры семьи. Многие эскимосские женщины стали стремиться к тому, чтобы иметь не больше двух-трех детей, рожать первого ребенка они стали позже. Количество молодых людей брачного возраста, находящихся вне брака, остается достаточно высоким. К тому же появилось много бездетных женщин в фертильном возрасте.

Приведенные факты подтверждаются данными обследования Центральной Канадской Арктики. Так, на острове Хольман пик рождений падает на 60-е годы, тогда же отмечались самый короткий промежуток между рождениями детей (26,8 мес.) и самый низкий возраст первородящих матерей (17,9 лет). К концу 80-х годов эти показатели значительно изменились: рождений стало 67, интервал между ними вырос до 44,9 мес., а средний возраст первородящих матерей достиг 19,8 лет.

Состав семей также подвергся изменению в сторону сокращения числа расширенных семей и увеличения нуклеарных. Если в 70-х годах расширенная семья в 8 и более человек не была необычной, то теперь хозяйство составляет 4—5 человек. Это отразилось и на строительстве жилья для эскимосов: в 70-х годах для них требовались в основном трех-четырехкомнатные дома, а в 80-х основным типом домов стали одно- двухкомнатные.

Возрастание числа хозяйств и уменьшение их размеров связаны также с тем, что молодые люди, как и молодые семьи, имеют возможность приобретать небольшие дома и жить отдельно от родителей.

Сравнение размера и состава семьи эскимосов на острове Хольман (Канада) за 1978 и 1988 гг. показало, что основным типом семей стали нуклеарные, их число выросло с 31 до 48. Увеличилось число одиноких (в три раза) и неполных семей (в два раза). Сократилось число членов семей как нуклеарных (с 3,7 до 3,2 человека на семью), так и расширенных (с 6,4 до 4,6).

В 80-х годах отмечен бурный рост как разводов узаконенных семей, так и распада внебрачных отношений. Молодые пары, неженатые официально, как правило, живут у родителей, дожидаясь возможности покупки собственного жилья. Если раньше такая форма семьи в конце концов узаконивалась, то в настоящее время она напоминает пробный брак, который часто кончается разделением пары.

Вторжение капиталистической экономики и европейской культуры на Север продолжает изменять социальную структуру эскимосского общества. Исчезают системы взаимных обязательств и помощи, социального контроля, уменьшается количество и разнообразие традиционных объединений, которые способствовали их экономической стабильности.

С возросшей миграцией населения, уходом молодежи на учебу или работу в города все труднее вступать в брак, следуя традиционным связям. Брачный возраст повысился, достаточно большим остается процент людей, находящихся вне брака. Высокий процент одиноких в городах связывается с ростом там психических отклонений в среде коренного населения. Число разводов выше в тех районах, где значительно преобладает приезжее население.

На социализацию детей влияет и школьное образование, и нарушение преемствености поколений. Эффективность эскимосской семьи как проводника социализации сведена к минимуму. Упал родительский контроль и авторитет старших. Внешкольное время дети и подростки проводят в группах, которые почти не отличаются поведенческими нормами от групп молодежи из более южных районов США и Канады. Однако в наиболее отдаленных районах родители все еще чувствуют себя ответственными за обучение детей некоторым традиционным навыкам.

Разрушающе подействовало на традиционные институты появление средств массовой коммуникации. Если в традиционном обществе неотъемлемой частью образа жизни был прием гостей, угощение, обмен подарками и информацией об общинной деятельности, то в настоящее время люди предпочитают сидеть у телевизоров.

В городах и районах с преобладающим пришлым населением растет число межнациональных браков. Ясно прослеживается зависимость размера, вида и положения эскимосской семьи не столько от этнических или культурных факторов, сколько от социально-экономических условий ее существования.