Филиппинцы в США


Характер этнического самосознания филиппинцев и, в частности, их этнические ценности (принципы поведения, основанные на представлении о некоем внутреннем долге, глубоко осознанные обстоятельства и ответственность перед семьей и родственниками и т.п. позволяют считать, что за последние десятилетия в среде филиппиноамериканцев, казалось бы, не произошло ощутимой ломки понятий о семье и браке и что имеющиеся в нашем распоряжении данные достаточно репрезентативны и по ним можно дать общую характеристику семьи филиппинцев США.

Сколько филиппинцев живет в США и где

Наибольшая концентрация филиппинцев всегда отмечалась на Гавайских островах и в Калифорнии (особенно в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско), где они стремились селиться потому, что там еще с 20—30-х годов проживали их соотечественники. Много филиппинцев, согласно официальным источникам, живет сейчас и в восточной части страны. Согласно статистике, в 1970 г. их насчитывалось в США 336,7 тыс. (в том числе 183,2 тыс. мужского и 153,3 тыс. лиц женского пола), а в 1980 г. — уже 795 тыс. человек. Следует сказать, что в 70-е годы, помимо традиционного расселения филиппинцев в общинах Калифорнии (кроме городов Лос-Анджелеса и Сан-Франциско, большое их число живет в графствах Аламеда, Контра-Коста, Керн, Монтерей, Сакраменто, Сан-Диего, Сан-Хуакин, Сан-Матео, Санта-Барбара, Санта-Клара, Солано, Сонома и Туларе), часть недавних эмигрантов с Филиппинских островов селилась некрупными замкнутыми группами. Этим они отличались от большинства своих соотечественников (обычно, как уже сказано, предпочитавших проживать в общинах). Оседая вне общин, новые иммигранты все же придерживались принципа расселения по родственным связям. Немало таких групп, к примеру, проживало в 70-х годах в графствах Куинс и Уэстчестер штата Нью-Йорк, в населенных пунктах Ривердейл, Джерси-Сити, в также в графстве Берген (штат Нью-Джерси). Социологические опросы подтвердили, что при подобном поселении филиппинцы не так уж сильно отличались от прочего населения и, возможно, именно этим объясняется новая тенденция выбора мест своего проживания в США некоторой частью эмигрантов филиппинского происхождения.

Филиппинцы в США

Заметная миграция филиппинцев из сельских местностей в города имела место еще в 50-х годах. Так, если в 1950 г. 50% из них проживало в городах, то к 1968 г. эта цифра возросла до 80%. В 1970 г. в городах США продолжало жить около 81%, а в сельских местностях — около 19% их общего числа. Хотя абсолютная численность филиппинцев, обитающих в городах, в настоящее время возросла, это соотношение сохраняется и ныне.

Официальные сведения о семьях филиппинцев в США

Первые официальные сведения о семейном статусе филиппинцев США относятся к 1930 г. При том, что мужчин-филиппинцев, по сведениям переписи, было тогда значительно больше, чем женщин, почти из 42 тыс. лиц мужского и 2 тыс. женского пола одинокие мужчины (15 лет и старше) составляли 78,5% в городах и 80,8% в сельских местностях, а женщины — 21,3 и 15,5% соответственно. Доля женатых мужчин составляла в то время в городах 18,7%, а в сельских местностях — 17,5%, для замужних женщин эти показатели были равны 73,5 и 83,8%. Иными словами, если процент одиноких мужчин-филиппинцев был крайне высок, то большинство женщин (особенно в сельских местностях, где проживали тогда основные массы филиппинских иммигрантов) состояло в браке. Объяснить это можно следующим образом. Среди эмигрантов из Филиппин преобладали молодые люди или (реже) мужчины средних лет. С учетом малого числа женщин-филиппинок и сравнительно редкими в то время браками филиппинцев с женщинами других национальностей становится понятным, почему филиппинцев в целом не только определяли тогда как группу с преобладанием мужчин, но считали убежденными холостяками. Многочисленность женщин могла быть, как считает американский автор Б. Ласкер, следствием соблюдения филиппинцами католических традиций (известно, что большинство из них было католиками), согласно которым женщинам не разрешалось самостоятельно путешествовать, а потому они редко покидали свою родину. Немаловажно и то, что, во-первых, большая часть филиппинских иммигрантов считала свое проживание в Штатах временным и не собиралась обзаводиться там семьями и постоянным жильем и, во-вторых, что при бракосочетаниях филиппинцев решающим фактором были не их личные эмоции и привязанности, а родительская воля в выборе супругов. Поэтому более естественным для лиц филиппинского происхождения являлось вступление в брак у себя на родине или уж во всяком случае со своими соотечественницами.

Молодые иммигранты вначале были энергичны и убеждены в том, что в недалеком будущем улучшат свой жизненный статус. Но, оторвавшись от родных, часть представителей филиппинской молодежи настолько поддалась соблазнам теневых сторон американской цивилизации, что в конце концов их поведение в определенной степени стало противоречить нормам жизни белых американцев. К тому же, живя вдали от семейных традиций и быта филиппинской семьи, при столкновении с чуждым для них обществом многие молодые эмигранты психологически надломились.

В результате обездоленности и одиночества в условиях чрезвычайно низкого социально-экономического положения эти люди нередко пополняли ряды правонарушителей. Участвуя в таких акциях, как создание воровских шаек, распространение и употребление наркотиков, шулерство, проявляя к тому же сексуальную извращенность и т.п., они становились тем резервуаром преступников, которым успешно пользовались в своей криминальной деятельности дельцы подпольного бизнеса. Все это содействовало распространению среди населения США резко отрицательного стереотипа филиппинцев и мешало осуществлению любых контактов, а тем более брачных союзов с представительницами других этнических групп, не говоря уже о белых американках. Для последних филиппинцы являлись своеобразным „сексуальным пугалом”, похотливо преследовавшим и насиловавшим их. Как людям, принадлежавшим к смешанной и переходной форме между монголоидной и австралоидной расами, филиппинцам сначала не запрещалось жениться на белых женщинах. Однако законодательные органы Калифорнии, Орегона, Аризоны, Айдахо и Невады добились этого запрещения, отмененного как противоречащее конституции лишь в конце 40-х годов. Неприкрытая расовая неприязнь и дискриминация во всех сферах общественной жизни страны, с которыми сталкивались в 20—30-х годах эмигранты с Филиппинских островов, были серьезной преградой на пути их ассимиляции в американском обществе.

Смешанные браки у филиппинцев

Естественное стремление филиппинцев обзавестись семьями несколько увеличило в последующие годы удельный вес смешанных браков среди лиц этого происхождения. По имеющимся данным, например, в Нью-Йорке мужчины-филиппинцы часто женились на женщинах самой разной расовой и национальной принадлежности (англичанках, канадках, француженках, негритянках, австралийках, еврейках, гречанках, немках, индеанках и др.). В Лос-Анджелесе же чаще всего можно было встретить филиппинцев, состоявших в браке с мексиканками, а на Аляске — с эскимосками. Весьма примечательно, что опрошенные в ходе социологического обследования женщины мексиканского происхождения дали мужьям-филиппинцам лучшую характеристику, чем мужчинам своей национальности. По-видимому, положительные качества, замеченные этими женщинами у своих мужей, можно приписать не только обычным для филиппинцев отношениям в семье, но и благодарности женщинам, связавшим с ними свою жизнь. Существование подобных смешанных браков фактически подтверждается наименованиями для определения потомков филиппинцев и лиц из числа других этнических групп, приведенными американским автором Б. Кейтапыосаном: например Filnipon и Filniponesa для мужчин и женщин филиппино-японского, Filjudio и Filjudia филиппино-еврейского, Filixicano и Filixicana филиппино-мексиканского происхождения и т.п. Тот же автор, исследовав ассимиляцию филиппинцев в США, отмечал, что если они и женились на белых американках, то последние, как и их мужья, принадлежали не к имущим классам, а были обычно профессиональными танцовщицами в дансингах, участвовали в том или ином качестве в бизнесе хозяев отелей, ресторанов, госпиталей, домов терпимости, а нередко были и проститутками. По-скольку большинство филиппинцев в ту пору чаще всего являлись сельскохозяйственными рабочими (главным образом мигрирующими), они вступали в брак с дочерьми таких же рабочих иного этнического происхождения.

Социальные изменения в период с 1930 по 1970 год

С 1930 по 1970 г. произошли заметные изменения социального статуса филиппиноамериканцев. Прежде всего это касается расширения сферы их занятости, а потому относительного улучшения экономического положения их семей. Всего переписью 1970 г. было учтено 71,3 тыс. семей филиппиноамериканцев, из которых 86,5% приходилось на городские, 0,69% — на семьи лиц, проживавших на фермах, и 12,7% — в остальных сельских местностях. Эти данные относятся и к семейным, и к одиноким лицам, но в целом они воспроизводят картину их профессиональной занятости. Так, среди горожан-филиппинцев в указанное время большая часть мужчин использовалась как квалифицированные рабочие, т.е. в качестве мастеров, механиков, электриков и т.п., но довольно много было занято в сфере обслуживания, т.е. работали уборщиками, носильщиками, лифтерами и т.п. В то же время заметное число филиппинцев было вовлечено в сферу умственного труда — занимались вопросами науки, техники, культуры, медицины и т.п. Значительная доля живших в городах филиппинок, обладая более высоким уровнем образования, чем мужчины той же этнической принадлежности, являлись квалифицированными специалистами, т.е. принадлежали к научно-технической интеллигенции, но многие из них занимались и конторским трудом — работали телефонистками, кассирами, операторами телеграфа и т.п. Были среди филиппиноамериканок и работницы, обладавшие определенной квалификацией — специалистки швейного дела, упаковщицы и пр., но достаточно большое их число по-прежнему существовало за счет самой разнообразной работы в сфере обслуживания — горничные в отелях, уборщицы, младший обслуживающий персонал больниц и т.п. Наибольшая доля лиц мужского пола, проживавших на фермах и в прочих сельских местностях, была занята сельскохозяйственным трудом. В то же время среди живших на фермах филиппинок преобладали конторские работницы, а в прочих сельских местностях — главным образом работницы сферы обслуживания. Все же, по свидетельству американских авторов Г. Китано и Р. Дэниелса, филиппинцы еще в 70-х годах не ощущали полного равноправия во всех сферах общественной и хозяйственной жизни страны. По словам этих ученых, большое число филиппинцев было в те годы занято в оптовой и розничной торговле, в производстве промышленных товаров широкого потребления, в лесничествах, на рыбных промыслах, но легче всего они находят себе применение лишь в сфере обслуживания. При этом до сравнительно недавнего времени в качестве низкооплачиваемых неквалифицированных или малоквалифицированных рабочих использовались и дипломированные специалисты, иммигрировавшие в США. Среди семей Филиппиноамериканцев весьма популярен также мелкий предпринимательский бизнес. Доказательством служит бойкая и оживленная торговля экзотическими блюдами филиппинской национальной кухни во многих небольших лавчонках на 9-й авеню в Нью-Йорке, жители которого охотно покупают там такие необычные кушанья, как варенье из мякоти кокосовых орехов, жареные сардины, соленые анчоусы, так называемых рыб-бабочек или особым образом приготовленную свинину.

Годовой доход у значительного числа филиппиноамериканцев был еще в 1970 г. ниже официально установленного уровня бедности, что в определенной степени сказалось на таких вопросах, как связанная со вступлением в брак необходимость обеспечения прожиточного минимума своих семей, неизменная многочисленность холостяков среди лиц филиппинского происхождения мужского и женского пола и нетипичные для филиппинцев случаи расторжения браков.

Соотношение мужчин и женщин

Наиболее показательным для семей филиппиноамериканцев в указанное время являлась сильно сократившаяся (и столь заметная ранее) диспропорция полов: женщин 45,6, мужчин 54,5%. Несомненно также и то, что в 70-х годах имела место большая терпимость при заключении смешанных браков между филиппиноамериканцами и представителями других этнических групп. Хотя браки филиппинцев с белыми американками стали, по-видимому, более частыми, не исключено, что в отношении к ним у американских женщин во многом сохранилась прежняя предубежденность. Именно она, вероятно, определяет стремление части из них оставаться одинокими или сочетаться браком с людьми своей национальности. Во всяком случае, в 1970 г. из числа лиц 14 лет и старше в целом по США у 32,4% мужчин-филиппинцев и 40% женщин-филиппинок супругами были лица, принадлежавшие к выходцам из Юго-Восточной Азии. Подобные браки можно объяснить и тем, что, если оба супруга являются уроженцами одних и тех же или близлежащих регионов, они реже испытывают духовную или социальную несовместимость, у них одинаковое понимание общепринятых норм американского образа жизни, равнозначное отношение к быту, национальным традициям, представлениям о семейном укладе, в частности об авторитете мужа как главы семьи, и т.п. Неизменная многочисленность одиноких мужчин и женщин среди филиппинцев США может быть следствием и традиционного негативного отношения прочих американцев к вступлению с ними в брак. Так, в городах, согласно переписи 1970 г., процент одиноких мужчин составлял 32,9, женщин — 31,9, среди жителей ферм — 35,1 и 38,8, а среди обитателей прочих сельских местностей — 25,7 и 37,8 соответственно.

Сравнительно незначительное в семьях филиппинцев число разводов можно (хотя и несколько условно и частично) приписать тому, что большинство из них до настоящего времени ревностно исповедуют католическую религию, которая относится негативно к расторжению браков. Среди охваченного переписью 1970 г. рассматриваемого нами городского населения доля разводов составляла для женщин 2,2% и для мужчин 3,3% по сравнению с 1,9% среди женщин и 6,4% среди мужчин, живших на фермах, и 1,2% для женщин и 3% для мужчин среди обитателей прочих сельских местностей.

Что касается численности детей в семьях филиппинцев, то как в США в целом, так и среди обитателей городов, ферм и других сельских местностей в указанное время большая часть учтенных переписью лиц была либо бездетной, либо имела по одному ребенку.

Значительное число холостяков и бездетных лиц, согласно переписи 1970 г., почти в равной степени отмечено и для обитателей городских агломераций, и для жителей ферм и прочих сельских местностей, что, может быть, связано с тяжелыми социально-экономическими условиями их жизни.

Сохранение традиционной семьи

В условиях городов активная деятельность филиппинских общин порой способствует сохранению традиционной семьи. В то же время на снижение рождаемости в городских семьях, как считают многие социологи, в том числе и советские, не могут не влиять такие общественно-экономические факторы, как работа женщин на производстве, а также более высокий уровень образования. Так, данные переписи 1970 г. показали, что среднее число лет обучения в школе было выше у филиппинцев горожан: главы городских семей, к примеру, имели более высокие показатели образования, чем главы семей на фермах и в прочих сельских местностях — 12,4 по сравнению с 7,1 и 8,2 годами обучения в учебных заведениях соответственно. К тому же среднее число лет обучения в школе среди филиппинцев США было выше у женщин по сравнению с мужчинами. Наименьший уровень образования выявлен у лиц мужского пола, обитавших на фермах, особенно у филиппинцев, предки которых иммигрировали в США в начале нашего века и использовались на плантациях Гавайских островов и Калифорнии как неквалифицированные сельскохозяйственные рабочие. Только немногим из этих людей удалось дать своим детям надлежащее образование, поэтому большая часть потомков первого поколения филиппиноамериканцев, в частности те, кто жил по-прежнему вне городов, до настоящего времени заняты низкооплачиваемым трудом. Отсюда и вытекают трудности, стоящие и в 80-х годах на пути к получению образования у выходцев из этих семей.

Укоренившееся отношение к кровным родственникам и к институту брака как таковому свойственно и современным иммигрантам, и натурализовавшимся в США филиппинцам. В отличие от представителей ранней эмиграции многие теперь приезжают с семьями, намереваясь осесть в США. Возраст большей их части колеблется от 20 до 40 лет, т.е. они принадлежат к наиболее производительной и перспективной возрастной группе, причем численность в их среде мужского и женского пола почти одинакова. Придавая большое значение родственным узам, филиппинцы, переехавшие в США, зачастую вызывают туда и всю свою родню. Значительная часть нынешних эмигрантов — близкие родственники уже живущих в США филиппинцев, поэтому их обычно хорошо встречают соотечественники в общинах, объединенных на основании происхождения из одного и того же района Филиппин. Даже при мимолетном знакомстве филиппинцы, живущие в диаспоре, стремятся прежде всего установить региональный диалект или язык своего собеседника и тем самым определить место его былого проживания на родине.

Как свидетельствует американский автор Дж.Аллен, многочисленные квалифицированные специалисты, приехавшие в США в конце 70-х годов, военные из числа филиппиноамериканцев и сельскохозяйственные рабочие этого же происхождения между собой не общаются, и потому молодежь, принадлежащая к указанным социальным слоям, вне их пределов, скорее всего, брачных союзов не заключает. Этнолингвистическое единство и социальная принадлежность являются теми стимулами, которые издавна побуждали филиппинцев организовывать небольшие клубы, региональные и профессиональные братства и прочие сообщества, нередко заменяющие одиноким филиппинцам семейный очаг. Деятельность подобных обществ направлена на поддержание связей филиппиноамериканцев с Филиппинами, и организуемые ими мероприятия весьма разнообразны — от благотворительных вечеров или вовлечения молодежи филиппинского происхождения в танцевальные и хоровые коллективы до активного участия в религиозных праздниках, отмечаемых общинами. Особенно торжественно и пышно проходят рождественские праздники. Парадно отмечаются и сугубо семейные торжества и годовщины — крещение новорожденных, конфирмация, венчание и т.д.

Расширенная семья

Типичной для филиппинцев США является так называемая расширенная семья, в которой ведут совместное хозяйство представители трех поколений (престарелые родители со своими детьми и внуками). Она связывает их не только кровными узами, но и общностью взглядов и интересов. В семье заложена для филиппинцев основа их благополучия, и, как им представляется, она является самой надежной защитой для каждого из своих членов от неприятностей и невзгод, порой возникающих в новом для них окружении. Поэтому члены одной семьи считают ее единым целым, они как бы связаны психологическим представлением „семья — это когда мы все вместе”, т.е. это их надежность, круговая порука, духовная общность и сплоченность. Заметим, кстати, что верность филиппинцев этим понятиям, сориентированным на систему внутрисемейных ценностей, заимствована ими от испанцев, влияние которых они испытывали длительное время.

В конце 70-х и в 80-е годы перед бывшими гражданами Филиппин возник в США ряд новых и совершенно непредвиденных проблем, не решенных, скорее всего, и поныне. Это относится чаще всего к процессу приспособления членов филиппинской семьи к культуре США, который происходит в достаточной степени болезненно для большинства лиц всех возрастов, но, как оказалось, особенно затруднена и чревата последствиями эта психологическая перестройка для подростков.

Проблемы филиппинцев США

Неустроенность с жильем, безработица или плохо оплачиваемая работа, которой заняты многие главы семей и другие трудоспособные их члены, сказываются прежде всего на психическом состоянии детей. Подобная ситуация усугубляется и тем, что в связи с темным цветом кожи они нередко испытывают дискриминацию в школах. Все это приводит, как свидетельствуют американские социологи, к отчуждению подростков и даже к их уходу из семей. Вот почему в последние десятилетия происходят изменения в семьях филиппинцев США некоторых норм их национальной культуры, например замечается отсутствие передачи из поколения в поколение внутрисемейных традиций. Несмотря на обычную для филиппинцев преданность семье и общине, одной из непредсказуемых, неожиданных и достаточно серьезных причин, разрушающих основы семьи филиппиноамериканцев, стал рост преступности среди молодежи этого происхождения и ее тесные связи с уголовным миром. Указанный факт приобретает особо существенное значение для легкоуязвимых, обидчивых и чувствительных филиппинцев, коль скоро для них показателем идеальной семьи и образцовых качеств родителей как воспитателей всегда являлось примерное поведение их детей. Таким образом, среди выходцев с Филиппинских островов постепенно стала меняться система традиционных взаимоотношений в семье. Отрицательное влияние оказывает на психику подростков и то, что они не справляются с потоком обрушившейся на них массовой информации. Порнографические и эротические сюжеты, фильмы ужасов и насилий, боевики и комиксы и тому подобная индустрия развлечений через посредство телевидения, кино, видеокассет, газет и других публикаций растлевающе действует на формирование их интеллекта, социального мышления и гражданского сознания. В школах же им приходится общаться со сверстниками, обладающими совсем иными, чуждыми для них жизненными принципами и позициями, а также с не свойственными филиппинцам интересами и потребностями. Одну часть филиппинской молодежи подобная ситуация привлекает и не вызывает у них отрицательных эмоций, другую же она приводит к внутреннему конфликту с заложенными с детства правилами поведения и морали, вызывает отвращение и неприязнь и порождает развитие невротических комплексов и неврозов.

Нарушение традиционного уважения и беспрекословного подчинения филиппинской молодежи старшим ведет в некоторых семьях не только к отчуждению или вообще к полному разрыву с семьей таких подростков, но и к жестоким и насильственным поступкам многих из них, к широкому использованию наркотиков (в основном марихуаны), а также к злоупотреблению алкогольными напитками. Обращение родителей из числа тех филиппинских семей, где угрожающе растет число трудных и неуправляемых подростков, в разного рода психиатрические службы чаще всего остается без каких-либо ощутимых последствий. Родители таких неблагополучных детей уже отчаялись самостоятельно разрешить эту сложную проблему, все больше угрожающую стабильности их семей.

Помимо уже упомянутого особо уважительного отношения к семье и к старшим в семье, значительной для филиппинцев роли католической религии, и другие особенности, свойственные семьям выходцев из Юго-Восточной Азии, не могут быть осознаны и поняты большинством американцев. Такое непонимание этнических ценностей филиппиноамериканцев наряду с сохранением и поныне, хотя и в несколько завуалированном виде, дискриминации их в некоторых регионах США также является причиной отчуждения филиппинцев и не может оказывать положительное влияние на сплочение филиппинской семьи в целом в условиях современного американского общества. Все вышеизложенное не позволяет классифицировать семью филиппиноамериканцев как стабильную социальную единицу, а говорит о том, что в ней начинают проявляться зачатки разложения и распада.