История антииммигрантских движений в США

Изучение истории иммиграции, естественно, повлекло за собою изучение истории антииммигрантских движений, без исследования которых нельзя понять всю иммигрантскую проблему. Множество полемических сочинений на эту тему, выходивших в разные периоды, можно скорее квалифицировать как источники для ее изучения. Сюда можно причислить и книгу Г. Майерса, одного из «разгребателей грязи» начала XX в. «История фанатизма в Соединенных Штатах». Она подробно излагает факты и хорошо документирована, в ней с жаром изобличаются антикатолические, преимущественно, движения, в научном же отношении она находится на уровне филиопиэтических произведений.

Классические труды об антииммигрантских движениях в США

Серьезному изучению антииммигрантских движений положила начало книга Р. А. Биллингтона «Крестовый поход протестантов», ставшая уже классической. Она вышла в 1938 г. и с тех пор несколько раз переиздавалась. Истоки американского шовинизма — «нейтивизма» — автор ищет в антикатолических традициях Англии XVII в. Книга его доказывает, что религиозной терпимости в Америке фактически никогда не было. Антикатолическое движение в XIX в. переросло, пишет Биллингтон, в антииммигрантское. Судьбу шовинистической партии «незнаек» автор справедливо связывает с конфликтом по поводу рабства, приведшим США к гражданской войне, до которой Биллингтон и доводит свое изложение.

История антииммигрантских движений в США

Важнейший вклад в исследование антииммигрантского национализма в США сделал крупный историк Джон Хайэм. Его труд «Чужаки» — исследование нейтивизма как идеологического течения прежде всего. Если для Биллингтона нейтивизм совпадает с антикатолицизмом, то Хайэм выделяет в нем еще два главных течения, нарастающих в исторической последовательности: антирадикализм и англосаксонский расизм. Высший пункт первого обусловлен подъемом рабочего движения в 80-х годах, второй входит в силу в конце XIX в. Подъемы нейтивизма возникают у Хайэма из общественных кризисов, он связывает их с борьбой классов. Однако сдерживающее воздействие традиционных ценностей американской буржуазной демократии на нейтивизм у него несколько преувеличено. Хайэм справедливо полагает, что в обществе, основанном на конкуренции, национальная рознь вызывается борьбой различных интересов: экономических, социальных, политических. Он считает необходимым изучать социальную ассимиляцию, эмигрантов и исследовать структуру американского общества как результат взаимодействия классов и этнических групп.

Характерный этап американского шовинизма рассматривается в книге Доналда Кинзера. Это история Американского защитного общества (American Protective Association), расцвет деятельности которого приходится на 90-е годы XIX в. То была организация по видимости антикатолическая, по существу антирабочая. Автор справедливо расценивает антикатолическое движение как попытку уйти от крупных проблем индустриализации и урбанизации страны. В его работе очень подробно изложена политическая сторона дела, но глубиной анализа книга не отличается.

Тонкое исследование англосаксонского расизма, питомником которого явилась Новая Англия, представляет собою книга Барбары М. Соломон «Предки и иммигранты».

История американского рабочего класса

История иммиграции теснейшим образом связана с историей американского рабочего класса уж из-за одного того, что большая часть иммигрантов пополняла рабочее население США. Главным образом с этой стороны американская иммиграция всегда интересовала — теоретически и практически — марксистскую мысль. Сами Маркс и Энгельс, оставившие нам множество глубоких мыслей о миграциях вообще и переселении из Европы в США в частности и связывавшие с этими процессами проблемы истории США, естественно, больше всего занимались американским рабочим движением, его ходом и перспективами. В своих печатных произведениях и переписке они выступали и как теоретики американского рабочего движения и как советчики передовых рабочих и социалистических организаций США. Поэтому их работы не только дают образец теоретического анализа соответствующих проблем, но являются ценным первоисточником для их изучения. Ленинские работы проливают новый свет на вопросы национального развития, ассимиляции иммигрантов и т. д.

Книги пионеров марксизма в Америке, посвященные истории рабочего движения в этой стране, сочетают в себе, подобно работам их учителей и друзей Маркса и Энгельса, черты исторических работ и источников. Прежде всего сюда относится написанное в начале 90-х годов произведение Фридриха Зорге «Рабочее движение в Соединенных Штатах». За плечами автора этой работы было 40 лет активной борьбы в американском рабочем движении. В его книге очень много материала о рабочих-иммигрантах, больше всего о немецких рабочих. Зорге умело вскрыл применяемые американской буржуазией приемы эксплуатации и стравливания рабочих, принадлежащих к разным национальностям и расам. Не все высказанные в этой книге мнения представляются правильными в наше время. Таково, например, явно недоброжелательное отношение автора к китайской иммиграции. Но и в этих мнениях отразились характерные черты американского рабочего движения в конце XIX в.

В еще большей степени имеет характер источника книга Элеоноры Маркс-Эвелинг и ее мужа Эдуарда Эвелинга «Рабочее движение в Америке». Это впечатления от поездки по Америке в 1886 г., изложенные для английских читателей. В легко и ясно написанной книге Эвелингов рабочей иммиграции не уделено особое внимание. Относительно много говорится только о немецких социалистах и рабочих, которые сравниваются с собственно американскими. Отмечая передовую роль первых, авторы критикуют оторванность их от вторых.

Немецкому же рабочему движению в США в середине XIX в. посвящена одна из книг Германа Шлютера, историка-марксиста, деятеля социалистического движения Европы и Америки. В этой работе использовано большинство немецких рабочих газет, выходивших в США в тот период.

Особое внимание к немецким социалистам в изданиях по истории американского рабочего движения в XIX в. не случайно. В их среде сосредоточивались почти до конца века передовые элементы американского социалистического движения, из этой среды началась пропаганда марксизма в Америке. Из нее же вышли пионеры истории социализма в США. В наше время ряд работ по истории немецкого рабочего движения в США — в эпоху гражданской войны, в период I Интернационала и т. д. — опубликовал историк ГДР Карл Оберман.

Авторы общих трудов по истории американского рабочего движения не могут пройти мимо вопросов иммиграции, хотя зачастую имеющиеся здесь сложные многообразные связи трактуются ими односторонне. По традиции, идущей от школы Коммонса, как отмечает современный американский иммигрантовед М. Ришин, во многих книгах этого профиля американские рабочие рассматриваются как нечто однородное и однообразное. Их этническое разнообразие, их национальная, расовая, языковая пестрота признается только помехой рабочему движению, а сама иммиграция считается для него вредной. Такая точка зрения встречается и в работах марксистов, например в одной из статей К. Обермана. Между тем этническое и культурное разнообразие его составных частей во многом обогатило американское рабочее движение, сообщив ему, в частности, политический опыт различных, подчас и передовых, отрядов мирового рабочего класса. Можно полагать, что в силу этого американский рабочий класс сыграл важнейшую роль в социальной ассимиляции разноязычного трудового населения Америки.