Исследование миграционных процессов в Америке все более смыкается с изучением их в странах эмиграции — в Италии, Швеции, Англии и т. д.
Содержание
Критический разбор взглядов американских историков
В области изучения американской иммиграции имеется ряд историографических работ. Э. Н. Сэвет подверг в книге «Американские историки и европейские иммигранты» основательному критическому разбору взгляды известных американских историков на иммиграцию, а также произведения ряда иммигрантоведов. Он пришел к выводу, что американские историки, выходцы из консервативных буржуазных кругов, обычно относились к иммигрантам подозрительно, хотя признавали их экономическую ценность для США. Критикуя узкий национализм и крикливый лжепатриотизм филиопиэтистов, Сэвет объявлял его неоправданным уже по той причине, будто иммигранты не составляют в США угнетенных народностей. Последний довод противоречит фактам и извращает всю перспективу изучения американской иммиграции.
Очень интересна в историографическом плане упоминавшаяся здесь книга Барбары М. Соломон «Предки и иммигранты», где эволюция англосаксонского расизма рассматривается в обстановке общественной и идеологической борьбы конца XIX—начала XX в. Историографический обзор иммигрантоведения был сделан на XI Международном историческом конгрессе в Стокгольме (1960 г.) английским историком Фр. Тислуэйтом в специальном докладе. Автор следовал «теории атлантического единства». Он необоснованно считал великий эмиграционный цикл закончившимся в XIX в.
Социология в США
Для постановки проблем американской иммиграции много сделано социологией. Социология в США выросла на изучении иммигрантских кварталов, она всегда уделяла значительное внимание иммигрантским группам, которые представляют для нее часть вопроса о «межгрупповых отношениях» в населении США.
Основополагающей для американского иммигрантоведения социологической работой можно, пожалуй, считать труд В. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке». Это исследование, впервые опубликованное в 1918 г. и с тех пор не раз переиздававшееся, основано на богатых и в то время почти не вводившихся в научный оборот источниках — переписке американских иммигрантов с родственниками в Польше, автобиографиях иммигрантов и т. д., которые публикуются в книге. Авторы дают социологический анализ как польской деревни — источника эмигрантов, так и иммигрантского быта в Америке. И там, и здесь они обнаруживают распад, особенно подчеркиваемый для иммигрантской семьи. Вся книга проникнута ощущением социальной дезорганизации, быть может, отчасти объясняющимся историческом моментом, в который готовилась книга. Таким образом, соответствующие заключения авторов можно считать несколько преувеличенными. В книге высказана плодотворная идея о формировании в эмиграции нового польско-американского общества, постепенно американизирующегося посредством групповой ассимиляции. Эта идея применима, разумеется, и к другим иммигрантским национальностям. Однако иммигранты у Томаса и Знанецкого связаны преимущественно со своим европейским прошлым, влиянию на них американской обстановки уделено мало внимания. Не отмечена и их классовая дифференциация.
Книга Томаса и Знанецкого до сих пор считается классической в иммигрантоведческой литературе. Ее методика использована, в частности, упоминавшейся выше Ш. Эриксон для книги «Невидимые иммигранты». В этой книге опубликовано множество писем от английских и шотландских иммигрантов в США — по семейным собраниям. Письма сопровождаются обширными комментариями и обобщающими вводными главами. Ш. Эриксон фиксирует внимание читателя на социальной характеристике авторов писем, на перемене их занятий в Америке — и на ассимиляционных процессах.
Материал для своих исследований социологи берут, разумеется, чаще всего из современной им жизни. Иммигрантские группы интересуют их как структурный элемент американского общества, причем зачастую делаются попытки связать эти группы с разделением общества по классовому признаку — хотя бы и ложно понятому. В этом отношении интересен, в частности, сборник «Культурный подход к истории», изданный Американской исторической ассоциацией в 1940 г. и написанный в 30-х годах, в пору преобладания среди американской интеллигенции «левых» настроений. Интерес представляет статья редактора сборника, Каролины Уэйр, «Культурные группы в США». Под культурными группами автор имеет в виду главным образом иммигрантские национальные группы и чернокожих. Он считает, что разделяющие их линии в значительной степени совпадают с классовыми линиями, и анализирует исторически складывающуюся таким образом социальную иерархию. В этой же связи К. Уэйр рассматривает проблему ассимиляции, которая часто разрабатывается в социологических трудах. В них уделяется много внимания также вопросу о религии и церковных организациях, имеющему ближайшее отношение к судьбе иммигрантов в США. В этом вопросе большое влияние оказала на американских социологов теория известного немецкого социолога Макса Вебера, по которой протестантская этика способствует развитию капитализма. Многие строят свои исследования на этой теории. Иные ее оспаривают.
Концепция маргинальных людей
Плодотворной для иммигрантоведения, хотя использованной еще недостаточно, представляется выдвинутая крупным американским социологом Р. Э. Парком, одним из основателей чикагской школы социологии, концепция «маргинальных людей» (marginal men) и даже «маргинальных народов». Подразумеваются группы людей, поставленных общественным развитием на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них. Концепция Парка развита в социально-психологической работе Э. Стоунквиста, который считает иммигрантов самыми типичными «маргинальными людьми». В современный период, характерный сближением истории и социологических дисциплин, роль социологии в иммигрантоведении особенно возросла. Как мы видели, ведущим типом иммигрантоведческих работ теперь становятся работы историко-социологические. В некоторых из них ощущается прямое или опосредованное влияние марксизма.
Проблема хода и направления ассимиляционных процессов в США
Крупнейший вопрос, всегда стоявший перед американским иммигрантоведением, стоящий перед ним и теперь, — это проблема хода и направления ассимиляционных процессов. Концепция успешности ассимиляции иммигрантов, чаще всего символизируемая понятием «плавильный котел» (достаточно, впрочем, неопределенным), не пользуется теперь особым успехом. Однако не все ученые следуют этой новой оценке. Так, об успешной ассимиляции иммигрантов, причем не групповой, а индивидуальной, сообщается в работе профессора Миннесотского университета Тимоти Смита, основанной на архивах горнорудных поселков Миннесоты. Начиная с 80-х годов XIX в., эти городки заселялись рабочими-иммигрантами самых разных национальностей. Процесс ассимиляции этого этнически пестрого населения и рассматривается в статье Смита, который подчеркивает успешность и быстроту ассимиляции.
Социолог Дж. Лопреато, автор обобщающей работы об италоамериканцах, считает тенденцию к ассимиляции, к интеграции в американское общество господствующей иммигрантской тенденцией. Само существование и развитие американской нации подтверждает подобные взгляды.
Тенденция к плюралистическим концепциям в историографии в немалой мере связана с тем ростом националистических тенденций и национальной розни, который наблюдается теперь и в США и во многих других странах. Идейные тенденции историографии миграций, как и общественных наук вообще, обусловлены, помимо традиций данной науки, внутренним и международным историческим развитием, состоянием социальных отношений и идеологическим климатом.
Иммиграция в США в советской научной литературе
Советская научная литература уже имеет в настоящее время ряд работ, где специально разрабатываются проблемы иммиграции в США. Начало им положила книга Л. А. Ваграмова «Иммигранты в США». После краткого исторического очерка в ней анализируется положение американских иммигрантов середины XX в. по крупнейшим этническим группам. Вскрывается дискриминация, которой подвергаются иммигранты, расистский характер действующих иммиграционных законов, а также сопротивление, которое оказывают всему этому прогрессивные организации, иммигрантские и общеамериканские.
Значительный вклад в советскую иммигрантоведческую американистику внесли работы А. Н. Шлепакова. В его монографии «Иммиграция и американский рабочий класс» рассматривается судьба американской рабочей иммиграции в XX в. в связи с общим историческим развитием и с борьбой американского пролетариата. Наибольшее внимание уделено политическим процессам в среде трудящихся иммигрантов. Другая книга А. Н. Шлепакова посвящена эмиграции украинцев в начале XX в. в Северную Америку. Среди ряда статей того же автора по иммигрантской проблематике есть и историографическая.
Правовой аспект иммиграционной проблемы проанализирован в книге С. В. Филиппова «США: иммиграция и гражданство». Автор дает обстоятельный исторический очерк американского им-миграционного законодательства и подробно разбирает систему действующих иммиграционных законов, а также юридические вопросы американского гражданства.
Выше шла речь о специальных работах по иммиграции в США. Но ей же уделено значительное внимание в некоторых работах иного профиля. Так, в теоретико-экономическом труде Э. П. Плетнева, где рассматриваются экономические основы миграционных процессов при капитализме, особенно монополистическом, много внимания уделено, естественно, США. Достоинством книги является подробный разбор зависимости миграций от экономических циклов. Историческое исследование Н. А. Ерофеева, посвященное эмиграции с Британских островов в середине XIX в., разрабатывает, собственно говоря, первую фазу миграционного цикла, последняя фаза которого для очень многих его участников протекала в США.