В последние десятилетия исследование истории иммиграции все более связывается с изучением истории американских городов — главного пристанища иммигрантов. Это направление получило от самого видного своего представителя Ст. Тернстрома название «Новой городской истории» («New Urban History»). Для новой школы характерно изучение малоиспользованных прежде местных статистических и иных источников с помощью количественных методов и историко-социологический тип исследования.
Содержание
Изучение иммигрантов Нью-Йорка
Одним из предшественников ее можно считать Р. Эрнста, автора книги «Иммигрантская жизнь в Нью-Йорке (1825—1863)». Нью-Йорк — крупнейший иммиграционный порт и крупнейший многонациональный город Америки, и исследование его населения важно для понимания этнических отношений в США. Он неоднократно являлся предметом подобных исследований. Труд Р. Эрнста, в котором проанализирован богатейший экономический и социальный материал, основан главным образом на рукописных таблицах по штату Нью-Йорк. Однако автор не пытается провести четкое классовое разграничение иммигрантов, что иногда обесценивает его анализ.
Иммигрантскому населению того же Ныо-Йорка, только в более поздний период, посвящена книга Н. Глейзера и Д. П. Мойнихена «За плавильным котлом», носящая историко-социологический характер. Авторы выступили в ней против теории «плавильного котла», хотя их точка зрения далеко не подтверждается материалом их книги. Но такая постановка вопроса об ассимиляции сделала книгу чрезвычайно известной и способствовала развитию тенденции культурного плюрализма в историографии иммиграции.
Ближе к методике «новой городской истории» стоит книга Д. Коула «Иммигрантский город». Это исследование истории фабричного новоанглийского города Лоуренса. Автор тщится сделать из своего материала как можно более оптимистические — в американском буржуазном духе — выводы: не так, мол, все обстояло плохо с иммигрантами, как принято писать, не такими были они радикалами, какими слыли; они деятельно американизировались — вплоть до того, что старые иммигрантские группы практиковали национальную дискриминацию по отношению к новым.
История, преимущественно экономическая, иммигрантов среднезападного города Милуоки проанализирована в книге Г. Нормана «Индустриализация, иммигранты и американизаторы». В числе других местных источников автор использовал беседы со старыми рабочими. Он разбирает социально-этническую структуру Милуоки, бывшего в средние десятилетия XIX в. немецким городом, а потом заселявшегося поляками, венграми, итальянцами и т. д. В книге показано, как возникала в начале XX в. принудительная американизация, развернувшаяся в годы первой мировой войны.
Изучение истории городов штата Массачусетс
Наиболее характерны для «новой городской истории» работы Ст. Тернстрома. Таково его историко-социологическое исследование «Бедность и прогресс» (видимо, перефразировка названия знаменитой книги Генри Джорджа «Прогресс и бедность»). В этой книге изучено рабочее, по большей части ирландское, население массачуссетского промышленного городка Ньюберипорт в XIX и начале XX в. Источниками исследования послужили материалы переписей, городские справочники, налоговые записи и т. д. Автору удалось проследить историю ряда рабочих семей в нескольких поколениях. Выводы, к которым он пришел, позволили ему развенчать весьма распространенные в США взгляды о высокой социальной мобильности в XIX в., весьма родственные мифу о возможности для каждого рабочего разбогатеть, повысить свое положение в обществе и т. п. При этом Тернстром доказывает, что иммигранты имели меньше, чем старожилы, шансов перейти на лучшую работу, что даже дети их обладали в подобных отношениях меньшими возможностями, чем дети янки. Он оттеняет классовое расслоение в среде иммигрантов-ирландцев и роль иммигрантской буржуазии. Тернстром резко полемизирует с известным социологом Уорнером, который в свое время обследовал тот же Ньюберипорт. Он особенно осуждает неисторичность подхода у Уорнера и данное им поверхностное определение класса (которое, кстати сказать, весьма широко распространено в американской литературе).
Социальная мобильность жителей Бостона в связи с их этнической принадлежностью исследуется Тернстромом в статье из сборника «Города XIX века», подготовленного историками и социологами. Та же тема разработана им в книге «Другие бостонцы», где широко применены количественные методы. Тернстром опроверг здесь, в частности, стереотип «этнических гетто» американских городов, основанный главным образом на видимости национальных кварталов с их специфическими ресторанами, лавками, церквами и т. д. В действительности население их обновлялось очень быстро, еще быстрее, чем американское население в целом, географической мобильности которого Тернстром придает большое значение, отмечая, что наибольшая текучесть имелась среди неимущих. При всей важности машинных подсчетов, позволяющих широко использовать массовый материал, их результаты в этой книге далеко не всегда убедительны.
К этому же течению относится по существу труд шведского ученого Ульфа Бейбома «Шведы в Чикаго» — не только по теме, но и по методике исследования. Автором подняты и тщательно проанализированы местные статистические материалы и иные документы, позволяющие прослеживать даже индивидуальные судьбы. Книга имеет историко-социологический, в некоторой степени этностатистический характер. Следует отметить, что автор старается выяснить классовые различия, что при состоянии американской статистики XIX в. нелегко.
Историко-социологическое изучение американских городов дополняется и со стороны экономической географии. Так, в книге Д. Уорда «Города и иммигранты» анализируется обусловленное экономической необходимостью внутреннее расположение городов XIX в., их иммигрантских кварталов и жилищ.
Иммигрантские группы Дальнего Запада
Примечателен нарастающий в последние десятилетия поток литературы об иммигрантских группах Дальнего Запада, особенно Калифорнии. Это далеко не только краеведческое явление. Калифорния, как известно, стала самым населенным из американских штатов, важнейшим центром науки и культуры. Население ее еще со времен золотой лихорадки отличается особой этнической пестротой. И, наконец, азиатская иммиграция сосредоточена преимущественно там.
В известной мере эти черты относятся и к другим штатам Дальнего Запада. Иммигранты европейского происхождения, селившиеся в этой огромной области, прежде изучались относительно мало — иммигрантоведение занималось преимущественно восточными, приатлантическими районами США, да еще Средним, «старым» Западом. Теперь этот пробел заполняется.
О поселении норвежских иммигрантов на Дальнем Западе США, включая Аляску, во второй половине XIX в. повествует в книге «К западу от перевала» исследователь скандинавской иммиграции К. Бйорк. Переселение к Тихому океану норвежских фермеров, живших прежде на Среднем Западе, еще раз показывает, что трудовое фермерство мало могло использовать закон о гомстедах, что землю приходилось ему покупать у владельцев железных дорог и земельных спекулянтов. В книге говорится о грейнджерском и популистском движении среди норвежцев Дальнего Запада, об участии их в рабочем движении. Многие норвежские рабочие в Калифорнии поддерживали так называемую «рабочую партию» Кирни и отстаивали ее антикитайские требования. Главным источником, на котором основана книга Бйорка, являются письма читателей в норвежско-американские газеты.
О переселении в Америку мормонов из Скандинавии, об их жизни в Юте написана работа В. Малдера. Автор ее считает мормонство характерной американской религией, соответствующей по духу социальным и культурным традициям Америки. Ассимиляция иммигрантов совершалась, по его мнению, в Юте быстрее, чем в других районах, в частности потому, что они отказывались от прежней веры и принимали американскую религию — мормонство.
Другой европейской группе на Западе США — итальянцам посвящена книга Э. Ролле. Автор пытается разрушить сложившийся в Америке итальянский стереотип, показать селившихся на Западе итальянцев — в отличие от восточных — преуспевающими, легко ассимилировавшимися и вообще представить их с самой лучшей стороны. В предисловии к книге видный историк Р. Биллингтон охарактеризовал ее как новое толкование истории иммиграции, в таком же духе отозвались о ней некоторые журналы, но сама книга Ролле не оправдала этих характеристик. Ее апологетические — и по отношению к американскому образу жизни, и по отношению к Западу, и по отношению к итальянским иммигрантам — тенденции неубедительны, в теоретическом же отношении она слаба.
Изучение иммигрантов из Азии
Наиболее характерны для иммигрантоведческой литературы о Западе книги, посвященные выходцам из Азии. Эти иммигранты, отличавшиеся от большинства американского населения не только в этническом, но и в расовом отношении, представляют собою особенно интересный и сложный объект изучения, и в последние десятилетия литература о них растет как количественно, так и качественно. На калифорнийском материале написана учеными Дальнего Запада Р. Дэниелсом и Г. Китано историко-социологическая работа «Американский расизм», в которой сделана попытка изучить отношения между расово-этническими группами американского населения исходя из общественного положения этих групп.
Историческая литература о китайских иммигрантах до последних десятилетий не отличалась ни количеством, ни качеством, однако теперь здесь наблюдается перелом. Так, серьезная социолого-историческая работа «Китайцы в США» написана американской исследовательницей Р. X. Ли. В этой книге освещаются демографические черты американо-китайской группы, ее социальная организация и дифференциация, стереотипы и автостереотипы китайцев. Однако изданная двумя годами позже книга С. Куна «Китайцы в американской жизни», полезная как справочник, дающая много демографических таблиц и подробный разбор иммиграционных законов, довольно наивна в научном отношении. Автор считает нужным подчеркивать заслуги американских китайцев, приукрашивает своих героев и извиняющимся тоном отвергает нападки на них. В свои обобщения он включает и материал о китайском населении Гавайских островов, хотя историческая судьба гавайских китайцев сложилась совершенно иначе, чем судьба китайцев на американском материке.
Другая книга по истории американских китайцев, «Горькая сила» Г. Барта, написана в стиле, свойственном современным иммигрантоведческим трудам, и основана на широком круге источников. Однако она неглубока, в ней постоянно повторяется несколько не всегда убедительно аргументированных мыслей. Американские китайцы, по Барту, стремились только выжить, а не обрести свободу, свобода же для него однозначна приобщению к американскому образу жизни.
Б. Л. Сун уделяет в своей книге об истории китайцев в Америке много внимания китайской семье и культурному приспособлению китайцев к американской жизни. Как и Р. X. Ли, она считает его успешным и весьма желательным.
На более высоком уровне находится интересная работа Дж. Левена, относящаяся к другой географической области. Это история небольшой и малоизвестной, но очень характерной группы американских китайцев, привезенных на Юг в период реконструкции. Их социальная эволюция определялась условиями расовой и классовой системы Юга, которую анализирует автор.
Изучение антикитайских тенденций в США
Две вышедшие в последние годы книги освещают вопрос об антикитайских тенденциях в Америке. В первой из них, «Незваный иммигрант», С. Миллер рисует отношение американцев к китайцам и находит, что оно было отрицательным задолго до китайской иммиграции, на протяжении всего XIX в., если не раньше. Автор другой книги, «Необходимый враг», А. Сэкстон, анализирует расистские тенденции в рабочем движении и сопоставляет китайцев скорее с афроамериканцами, чем с европейскими иммигрантами. Более верный взгляд на китайскую иммиграцию высказывает упоминавшийся уже Р. Дэниелс. Для этого ученого китайцы, как и японцы (а оп занимался по преимуществу проблемами именно японской иммиграции), прежде всего иммигранты, подобно выходцам из Европы. Такой взгляд направлен против, расистских тенденций, подчеркивавших мнимую исключительность выходцев из Азии среди населения США. С этих же позиций написано Дэниелсом исследование об антияпонском движении и дискриминации японцев в Калифорнии. Одна из целей, автора этой книги — вскрыть недостаточно освещавшиеся антидемократические тенденции американской национальной традиции.
Интересно разобран сложный вопрос об антикитайской кампании в США и об отношении к китайским иммигрантам со стороны американских рабочих и социалистических организаций, в опубликованной прогрессивным английским историческим журналом статье Изабеллы Блэк.
Как справедливо отмечает Р. Дэниелс, в литературе об иммигрантах из Азии больше описывались преследования, которым они подвергались, чем их внутренняя жизнь. Из работ, преодолевающих эту односторонность, можно отметить за последние годы переиздание вышедшей впервые в 1932 г. книги Й. Ицихаси «Японцы в Соединенных Штатах», где разобран профессиональный состав японских иммигрантов и обращено особое внимание на их детей.
О потомках японских иммигрантов много говорится и в популярной работе упоминавшегося прежде Г. Китано «Японские американцы». Пользуясь в своем анализе понятием «эткласс», введенным крупным американским социологом М. Гордоном и означающим пересечение этнической группировки с классовым подразделением, Китано вводит в это понятие поправку на поколение и предлагает более сложный термин «eth-gen-class» («gen» —сокращенное «generation» — поколение).
Литература по истории отдельных иммигрантских национальностей
Литература по истории отдельных иммигрантских национальностей обильна и разнообразна. Здесь можно будет остановиться лишь на работах по нескольким национальным группам.
Для исследования американских немцев много сделал К. Виттке. Ему принадлежит работа о политических эмигрантах германской революции 1848—1849 гг., сыгравших значительную роль в политическом и культурном развитии немецкой группы и немалую в американской истории XIX в. Им написаны монографии об отдельных деятелях этой прослойки. Специально изучена им история немецкой прессы в Америке.
Тема эмигрантов 1848 г. привлекала многих авторов. О марксистах — участниках этой эмиграции писал К. Оберман (см. выше). Колумбийский университет выпустил в связи со столетием революции 1848 г. юбилейный сборник о немецкой революционной эмиграции с интересными, хотя и разноценными исследовательскими статьями. М. Л. Хансен, которому принадлежит исследование влияния германской революции 1848 г. на массовую эмиграцию, оставил в области истории американских немцев также работу о попытках организованной аграрной иммиграции из Германии в США.
Известностью пользуется книга английского историка Дж. Хоогуда «Трагедия немецкой Америки», в которой недооценено значение для американских немцев гражданской войны и предшествовавшей ей социальной борьбы и преувеличено влияние на них антииммигрантской травли. Из предвзятых идей автора этой книги вытекает и неубедительное утверждение, будто немцы сопротивлялись ассимиляции сильнее, чем другие иммигрантские группы.
С точки зрения местной истории американских немцев интересна упоминавшаяся выше работа Н. Айверсона о населении Нового Ульма, основанного группой немцев-турнеров. Автор этого труда руководствуется теорией стратификации Макса Вебера. Самый характерный для этой работы исследовательский материал — анкеты.
Среди ряда выходивших на протяжении десятилетий работ об эмиграции из Германии — начальном этапе истории американских немцев — стоит отметить изданную в 1964 г. Гарвардским университетом книгу М. Уокера «Германия и эмиграция». Она охватывает большую часть XIX в. Некоторые мысли М. Уокера вызывают возражения, как например характеристика германской колониальной политики, но в целом книга представляет большой интерес для изучения немецкой иммиграции в Америке, миграционных процессов вообще и, конечно, истории Германии.
Мало изучавшейся до сих пор теме об американских немцах-католиках посвящены публиковавшиеся в последние годы работы Ф. Глисона. Автор рассматривает своих героев как меньшинство — и среди американских немцев и в католической церкви и, наконец, в Америке.