Причины европейской эмиграции


Экономические и социальные сдвиги, потрясшие Европу в середине XIX в., сопровождались массовой эмиграцией, направлявшейся главным образом в США. Кульминацией этих сдвигов явились революции 1848—1849 гг. Ряд буржуазных исследователей, отмечая, что в результате революции из европейских стран выселилось множество революционных деятелей и вообще людей, недовольных общественными условиями, не придает, однако, самим революциям большого значения в возникновении эмиграции. Так, Хансен оспаривает взгляд, по которому немецкая эмиграция была следствием революции 1848—1849 гг. Это объяснение он считает «политическим» и противопоставляет ему экономическое объяснение причин эмиграции. Здесь сказалось поверхностное понимание революции как политического только потрясения. Но революции возникают из глубинных процессов экономической и общественной жизни и приводят к качественным изменениям в ней. С такой точки зрения следует признать, что эмиграционная волна середины XIX в. была вызвана теми же процессами, которые нашли самое яркое выражение в революциях 1848 г., самими этими революциями и их последствиями.

Причины европейской эмиграции в США

Главная причина европейской эмиграции

Капиталистическое развитие промышленности и сельского хозяйства привело к относительному перенаселению ряда европейских стран. «Именно рост производительных сил, — писал Маркс о современной ему «вынужденной эмиграции», — требует уменьшения населения и устраняет его избыточную часть при помощи голода или эмиграции». Избыточное население образовывалось в сельском хозяйстве Англии, Ирландии, немецких, скандинавских и других государств, откуда огораживание и замена земледелия скотоводством, капиталистическое укрупнение ферм и т. п. вытесняли крестьянские семьи массами. Значительная часть этих семей переселялась за океан, и некоторые американские исследователи, например Хансен и Хэндлин, видят в крестьянстве чуть ли не единственный источник эмиграции. Что это не так, можно убедиться хотя бы на примере немецких переселенцев, значительную долю которых составляли ремесленники и рабочие.

Особенно много кадровых пролетариев выделяла для эмиграции резервная промышленная армия Англии, самой развитой капиталистической страны того времени. «Эмиграция в Соединенные Штаты поглощала излишек сил европейского пролетариата», — замечал Энгельс.

Создание к середине XIX в. всемирного рынка значило, что возник и мировой рынок рабочей силы. Этот факт воплотился в массовых переселенческих движениях. «Капитализм создал особый вид переселения народов, — писал Ленин. — Быстро развивающиеся в промышленном отношении страны, вводя больше машин, вытесняя отсталые страны с мирового рынка, поднимают заработную плату выше среднего и привлекают наемных рабочих из отсталых стран». Этот постоянно действующий стимул капиталистической эмиграции усугублялся в середине XIX в. специфическими обстоятельствами — промышленным кризисом и неурожаями в Европе, особенно упорным неурожаем картофеля, который стал главным предметом питания трудовых масс не только в Ирландии, но и в Германии, Голландии, Скандинавских странах. Угнетение — политическое, национальное, религиозное, — вызывавшиеся им недовольство и протест, которые часто оказывались субъективными мотивами эмиграции, вытекали из упомянутых выше причин и были теснейшим образом с ними связаны.

Условия для эмиграции в США из Европы

Для того, чтобы стала возможной переброска людских масс из Европы за океан, необходимы были транспортные средства, которые к рассматриваемому времени уже существовали. Вследствие развития международной торговли атлантическое судоходство приняло большие размеры. Для массовой перевозки европейских эмигрантов необходим был, как правильно отмечал Хансен, устойчивый спрос на американские товары в Европе, так как суда, привозившие в Европу эти товары, обратным рейсом везли пассажиров в Америку. Из Америки шли в Европу хлопок, табак — объемистые грузы, — промышленные же изделия, вывозившиеся из Европы в Америку, занимали относительно меньше места, а остаток его заполнялся людьми. Американские суда, например, привозившие хлопок в Ливерпуль, на фабрики Манчестера, увозили из Ливерпуля в Америку эмигрантов, преимущественно ирландцев. Непосредственно в Ирландию, где леса уже были вырублены, ввозили лес и лесоматериалы из Канады. Обратно на этих судах везли в Канаду ирландцев, которые оттуда попутными судами или сухим путем перебирались в США. Норвежские суда, перевозившие канадский лес в Норвегию, забирали оттуда в Америку норвежских, эмигрантов. В годы неурожая в Европе, когда она стала закупать американское продовольствие, привозившие его суда также перевозили эмигрантов обратным рейсом.

Перевозка живого груза была делом весьма прибыльным (ее вполне можно сравнить с работорговлей), судоходные компании конкурировали между собою, снижали цены, и переезд через океан становился более доступным для малоимущих пассажиров, которых грузили в трюмы в таких количествах и везли в таких ужасных условиях, что переезд был связан с жестокими страданиями и риском для жизни. Тысячи эмигрантов погибали в пути, не добравшись до Америки.

Прокладка в Европе железных дорог, по которым можно было доехать до океанских портов, также облегчала эмиграцию. Ей же способствовало удешевление почтовых сборов. «Американские письма», которые посылали иммигранты на родину, служили существенным средством привлечения в Америку новых переселенцев, а между тем еще в 30-х и 40-х годах пересылка письма из Америки в Европу обходилась почти столько же, сколько получал рабочий за день. Кроме того, в середине века были сняты ограничения эмиграции в Германии и Скандинавских странах.

Автор: Богина Ш. А.