Проблемы английской иммиграции в США относительно мало освещены в литературе. Это, вероятно, можно объяснить специфической социальной и культурной ролью в США английских иммигрантов. Можно назвать содержательное исследование Р. Т. Бертоффа «Британские иммигранты в промышленной Америке». Эта книга дает ценный материал по экономической и социальной истории выходцев из Англии, Шотландии и Уэльса и их значению для США. Что касается более многочисленных работ по эмиграции из Англии в Америку, то здесь можно назвать книгу американского ученого В. С. Шепперсона, изучавшего английскую эмиграцию средних десятилетий XIX в. Связывая эмиграцию с экономическим и социальным положением разных классов английского общества, автор исследует различные направления английской общественной мысли в этом отношении и оттеняет большое воздействие на нее мальтузианства. Интересна также вышедшая недавно работа американского историка Р. Бостона об эмигрантах-чартистах в Америке. Автор отмечает разочарование чартистских иммигрантов, находившихся под влиянием мифа об американской демократии, и их роль в американском рабочем движении. Следует отметить также серьезное, богато документированное исследование мормонской эмиграции из Великобритании, проведенное упоминавшимся уже Ф. Тейлором.
Содержание
Некоторым показателем растущих в современный период националистических тенденций можно считать появление в последние годы специальных работ по этническим группам британского происхождения. Таковы две книги о выходцах из Корнуолла и интересная статья Д. М. Эллиса о валлийцах штата Нью-Йорк, ассимиляцию которых он считает завершившейся.
Норвежская иммигрантская группа в США
Из всех иммигрантских групп в США лучше всего изучена норвежская. Крупный американский историк Г. С. Коммеджер не без основания объясняет это тем, что так как норвежские иммигранты занимали относительно респектабельное имущественное и общественное положение в Америке, то они подвергались соответственно меньшей дискриминации, чем другие национальные группы, а у их историков было, следовательно, меньше оснований занимать оборонительные, шовинистические позиции. Можно также добавить, что относительная молодость этой группы и расселение части ее компактными анклавами позволило ей в большей мере сохранить своеобразие, чем другие национальные группы, а это давало историкам благодарный материал.

Наиболее известным историком норвежской группы считается Т. Блеген. Его интересуют главным образом быт и культура норвежских иммигрантов, он уделяет много внимания их церковным делам. Блеген подчеркивает постепенность изменений, происходящих с иммигрантами в «переходный период», он склонен сглаживать острые углы и выдвигать на первый план буржуазное благообразие своих героев. Исследовать простое и обычное с точки зрения общего — в этом видит Блеген задачу истории иммиграции, явно противопоставляя ее установке на выдающиеся достижения отдельных личностей. Он широко использовал важный источник по истории иммиграции — письма иммигрантов на родину, так называемые американские письма, а также фольклор и художественную литературу.
Видное место среди историков норвежской иммиграции занимает К. Куэйли. Ему принадлежит, например, обстоятельная работа о расселении норвежцев по США, в которой показан процесс постепенной миграции фермеров-норвежцев на запад — вплоть до Тихого океана. Куэйли отмечает также, что вопреки ходячему мнению, норвежцы оседали и в городах (например, Чикаго), находили работу на шахтах, лесоразработках, водном транспорте и т. д. Книга основана на солидных источниках, но написана несколько пресно.
Можно указать также на работы крупной норвежской исследовательницы Ингрид Семмингсен. Так, в интересной статье «Эмиграция и образ Америки в Европе» И. Семмингсен рассматривает, преимущественно на норвежском материале, воздействие американских иммигрантов на европейские страны эмиграции. Это воздействие осуществлялось через «американские письма» и возвращавшихся на родину — временно или постоянно — эмигрантов. При этом автор ставит весьма важный вопрос: как влияет на эти контакты и их последствия сходство (или, соответственно, несходство) общественных форм в США и данной стране эмиграции. В ряде работ И. Семмингсен рассматривает эмиграцию как явление экономической истории.
Относительно высокий уровень, на котором ведется исследование норвежской иммиграции, заставляет норвежских иммигрантоведов ставить методологические вопросы, важные для всей этой отрасли исторической науки. Мы видели это на примере И. Семмингсен и Т. Блегена. Так же поступает К. Куэйли.
Широким теоретическим подходом отличается работа известного американо-норвежского языковеда Эйнара Хаугена «Норвежский язык в Америке». Это социологическое исследование иммигрантского двуязычия свидетельствует о комплексном характере иммигрантоведения как научной дисциплины.
История других скандинавских групп в США
История других скандинавских групп в США изучена американскими иммигрантоведами в меньшей степени, чем история норвежцев. Следует отметить серьезное исследование шведской эмиграции в США, проведенное Ф. И. Джансон на базе широкого подхода к экономической и социальной истории Швеции, а также США. Впрочем, в самих Скандинавских странах (особенно в Швеции) активно развиваются в последнее время исследования миграций. Об этом свидетельствует и деятельность Ингрид Семмингсен и работа Ульфа Бейбома, который, кстати, возглавлял в Ваксйо (Vaxjo) в Швеции институт по изучению эмиграции.
Одним из результатов таких исследований является изданная в Стокгольме книга шведского историка Ларса Льюнгмарка «Продается — Миннесота». Она посвящена организованной вербовке скандинавских, преимущественно шведских, иммигрантов на земли Миннесоты в первые годы после гражданской войны. Книга богата материалом, почерпнутым из американских и шведских архивных источников, прессы и т. д., но не слишком искусно поданным. Автор вводит в изложение как историко-экономический термин понятие «иммигрантский промысел» (immigrant industry), где объектом промысла являются иммигранты. Можно назвать также книгу Фебе Фьельстрем, изданную в одной из серий трудов Упсальского университета (Швеция), как и упоминавшаяся книга Бейбома. Это — работа этноисторического характера, описывающая ассимиляционные процессы в двух шведских поселках Калифорнии. Не представляя оригинальности в теоретическом смысле, она дает немало фактического материала, основанного, в частности, на беседах с информаторами.
История американских итальянцев
История американских итальянцев, самой многочисленной и, пожалуй, самой характерной из национальностей «новой иммиграции», считалась до недавнего времени слабо изученной. Относительно поздний характер исследования итальянской группы придал особо большой вес в ее изучении современным социологическим методам.
Классической работой об итальянских эмигрантах до сих пор считается вышедшая впервые более 50 лет назад книга Р. Ферстера «Итальянская эмиграция нашего времени». В ней изложены причины и обстоятельства эмиграции из Италии, описана жизнь эмигрантов в разных странах, более всего, разумеется, в США. Главный упор сделан на экономические отношения. Из работ исторического характера, выходивших позже, можно отметить книгу Л. Пизани «Итальянец в Америке», популярно написанную и несколько идеализирующую как заслуги итальянцев в Америке, так и этническую обстановку в ней. Работы последнего периода находятся на более высоком уровне. Историк Р. Веколи, исходя из итальянского материала, выступил против выдвинутой в свое время О. Хэндлином концепции европейского крестьянства и американских иммигрантов. Сам Веколи не придает большого значения воздействию Америки на итальянских иммигрантов, но подчеркивает их верность европейским традициям и сплоченность их этнической группы. Хотя критика Хэндлина дана у Веколи убедительно, он чрезмерно подчеркивает власть прошлого над иммигрантами. В статье «Прелаты и крестьяне» он оспаривает ассимилирующее влияние американской католической церкви на итальянских иммигрантов. И здесь он подчеркивает этнические и культурные особенности американских итальянцев.
Иначе ориентирован другой историк итальянской иммиграции X. Нелли. Изучение преступности в итальянской колонии Чикаго привело его к выводу, что она обусловливалась и поощрялась в большей степени американскими социальными условиями, чем привезенными из Италии традициями. В книге «Итальянцы в Чикаго» и в статьях X. Нелли попытался реабилитировать систему падроне, ссылаясь на то, что падроне связывали американский капитал с итальянской рабочей силой и тем осуществляли полезную функцию. Такое объяснение, сводившееся к оправданию системы, решительно скомпрометированной и неоднократно разоблаченной, недаром вызвало возражения в иммигрантоведческой литературе.
Из работ социологического типа по американским итальянцам можно прежде всего выделить две книги, вышедшие в 40-х годах: У. Ф. Уайта — о социальной структуре итальянского трущобного городского района и Э. Л. Чайлда «Итальянец или американец?». Обе являются результатом длительной полевой работы в итальянских кварталах американских городов, в обеих исследуется второе поколение — дети иммигрантов. Уайт изучал главным образом строение и функционирование групп и организаций итало-американской молодежи. Работа Чайлда имеет скорее этнопсихологический характер. В ней разбираются различные этнические установки и типы ассимиляционных процессов.
Примерно двадцатью годами отделено от этих работ основательное исследование X. Ганса «Городские поселяне». Как и предшествующие работы, это — результат длительных наблюдений автора, долго прожившего в итальянском квартале. Объектом ее также явились представители второго поколения, преимущественно рабочие семьи, причем автор подчеркивает их социальные характеристики. Он уделяет большое внимание не столько этнической, сколько социальной психологии.
Подобно авторам предшествующих книг, явился «участником-наблюдателем» в итальянском квартале Нью-Йорка и Леонард Ковелло. Это крупный педагог и сам итальянский иммигрант, поэтому его «участие» носило весьма активный характер. В его работе, носящей этносоциологический характер, анализируются италоамериканская семья и учащаяся молодежь. Богатая материалом книга Ковелло внесла крупный вклад в малоразработанную, но важнейшую для изучения ассимиляции тему школы.