Религиозные конфликты в США


В жизни немецких иммигрантов церковь не играла такой роли, как в жизни иммигрантов ирландских. Прежде всего немцы не исповедовали одну религию. Большинство их принадлежало к протестантским вероисповеданиям, главным образом к лютеранству, меньшинство — к католичеству. Католический автор аббат Утар утверждает, что среди немецких иммигрантов 1830—1850 гг. было около 40% католиков.

Религиозные конфликты в США

Немецкие протестанты

Немецкие протестанты тоже были разделены. Из среды лютеран выделилась секта так называемых старых лютеран. Ее приверженцы коллективно переселились в Америку из протеста против объединения лютеранской и реформатской церквей, предпринятого в Германии, и осели главным образом на Нижней Миссури и в Висконсине. Большие протестантские церкви объединяли не одних немцев. В лютеранскую церковную организацию входили, кроме них, англичане, шведы и др. В реформатской церкви имелось голландское меньшинство. Прихожане каждой национальности требовали, чтобы богослужение совершалось на их языке, причем в середине века немцы имели значительный численный перевес. Но лютеранская церковь была близка в богословском отношении к епископальной, а реформатская — к пресвитерианской, и недовольные прихожане легко переходили в конкурирующие церковные организации. Дело кончилось тем, что и лютеранская и реформатская службы постепенно переходили на английский язык. Реформатская церковь, называвшаяся прежде немецкой, в 1869 г. выпустила, слово «немецкая» из своего официального названия.

Лютеранская церковь, большинство прихожан которой составляли немцы, во время гражданской войны раскололась, как и ряд других протестантских церквей США. На Юге немцев было мало, северная же лютеранская церковь выступала против рабовладения. В критический период гражданской войны синод этой церкви высказался против рабовладельческого мятежа и за постепенную отмену рабства.

Немецкие католики

Немцы-католики жили преимущественно на Западе. Католичество западных городов неоднократно бросалось в глаза Лакиеру. Он отметил преобладание католического населения в Сент-Луисе, а о Чикаго писал: «Католиков здесь, как и вообще во всех новых штатах Запада, много: это ирландское и отчасти немецкое население, и для них своя семинария». Описывая цинциннатских немцев, он добавлял: «Вероисповедания немцы эти по большей части католического и вместе с ирландцами они выстроили собор… св. Петра» большой и роскошный, с картиной Мурильо, в то время как церкви других вероисповеданий отличаются простотой.

Средоточием немецкого католичества в Америке был штат Висконсин, куда переселялись также австрийские и швейцарские немцы-католики. Католическая церковь Висконсина имела свои газеты и добровольные общества, свои учебные заведения разных ступеней, в том числе семинарию, существовавшую на деньги мюнхенской миссионерской организации. Ректор этой семинарии Хайс сообщал в Мюнхен в начале гражданской войны, что в Висконсине — 190 тыс. католиков, преимущественно немцев и ирландцев; тех и других приблизительно поровну. В штате было в 1861 г., по данным Хайса, 117 католических священников и 215 церквей, причем церкви — отдельно для немцев и ирландцев, равно как и приходские школы. Таких школ немцы имели относительно больше. Немцы же, писал Хайс, больше, чем ирландцы, жертвуют на религиозные цели. Хайс превозносил успехи католичества в Висконсине, и это неудивительно, если принять во внимание, что он обращался к мюнхенским кормильцам своей семинарии. Поэтому приводимые им цифры, вероятно, несколько завышены. Аббат Утар пишет, что католические приходы создавались по языковому признаку. Но такое обособление бывало возможно, да и то не всегда, на низших ступенях церковной организации. Католические руководящие кадры церкви США состояли в середине XIX в главным образом из ирландцев, даже священники немецких приходов нередко бывали ирландцами. Это вызывало недовольство немецких прихожан и даже отпадение их от католичества. Пытался обрести самостоятельность и немецкий клир — он завязывал сношения с церковными организациями в Германии, призывал оттуда католические миссии.

Рост немецкой иммиграции вызывал увеличение числа католиков и в восточных штатах. Косвенным свидедельством этого является постройка новых церквей. В Бруклине, по сообщению «Нью-Йорк дейли трибюн», была освящена небольшая деревянная католическая церковь, прихожане которой главным образом немцы. В 1852 г. архиепископ Хьюз освятил в Нью-Йорке великолепную немецкую католическую церковь, построенную орденом редемптористов. Пышность характеризовала католические церкви в Америке так же, как и в Европе.

Католическая церковь играла в среде немцев, как и в среде ирландцев, реакционную роль, только воздействие ее на немцев было не таким сильным. В Висконсине немецкое католическое духовенство, как, впрочем, и лютеранское, непрерывно враждовало с передовыми элементами немецкого населения, которых возглавляли революционные эмигранты, старалось сорвать все их культурные начинания. Реакционным влиянием католической церкви объясняется отчасти и то обстоятельство, что во время гражданской войны часть немецкого населения Висконсина и других западных штатов сочувствовала «медянкам».

Однако не во всех случаях немецкие католики слепо шли за своими «духовными отцами». Нередки были случаи открытых конфликтов между прихожанами и священниками. Самый громкий из таких конфликтов разгорелся между попечителями католической церкви св. Людовика в Буффало, которых избирали немцы-прихожане, и местным епископом. Спор шел из-за того, чьей собственностью считать церковное здание и землю — собственностью прихожан, представленных попечителями, или церкви в лице епископа. Спор продолжался годами. Епископ прекратил богослужение и отлучил попечителей от церкви. В связи с этим конфликтом в Америку и был прислан папский нунций Бедини, приезд которого послужил поводом к бурным антикатолическим демонстрациям по всей стране. Конфликт с местным епископом, который построил на церковном участке школу без разрешения попечителей, произошел у прихожан немецкой католической церкви в Ньюпорте (штат Кентукки. В Ютике (штат Нью-Йорк) раздоры между католическим священником и обществом немцев-прихожан даже привели к драке в церкви. Бывали, хотя и реже, подобные конфликты в лютеранских церквах. Священник немецкой лютеранской церкви Ньюарка перешел в католичество, а прихожане, решившие выгнать его, позвали на помощь полицию и американцев-янки и захватили церковь.

Все эти случаи, особенно среди католиков, показывали, что влияние духовенства на паству слабеет. Но немецкое духовенство пыталось воспринять и американские методы религиозного воздействия на массы, в частности, уличные проповеди. Ранней осенью 1854 г. на улицах Вильямсберга, где жило множество немцев, каждое воскресенье произносил протестантские проповеди на немецком языке священник Егер. На эти проповеди собиралось до тысячи человек. Часть слушателей, очевидно католики, протестовала, и в одно из воскресений у Егера появился соперник и противник — на Вильямобергской улице раздалась католическая проповедь по-немецки.

Свободомыслящие

У немецких церковников был в самом немецком населении США организованный противник, какого не знали церковники ирландские. Это были так называемые свободомыслящие. Для эмигрантов 1848 г. рационалистические взгляды, свободомыслие, атеизм были весьма типичны и широко распространялись среди людей, находившихся в кругу их влияния. Характерны в этом отношении высказывания нью-браунфельского мясника, которые Олмстед изложил следующим образом: «Он не друг попам — ни католическим, ни протестантским. Он по горло насытился ими еще в Германии. Они не могут сказать ему ничего нового, и он никогда не ходит ни в какую церковь». Подобное отношение к религии было, по-видимому, распространено в Нью-Браунфельсе. Из шести начальных школ городка и его окрестностей в пяти не было религиозного обучения и только одна была католической, хотя половина населения числилась католиками.

От антицерковных взглядов нькнбраунфельского мясника до прямого атеизма — расстояние немалое и, свободомыслящие делились на различные группы. Наиболее радикальные сознательно связывали свою борьбу против церкви с более широкими социальными вопросами. Свободомыслие, антиклерикализм, как общественное течение, было в Америке уделом иммигрантов, в особенности немецких.

Многие свободомыслящие объединялись в так называемые «свободные общины», вид антиклерикальной организации, вывезенный из Германии и оказавшийся довольно долговечным. Они удаляли религию из школ, устраивали свои воскресные школы — по образцу протестантских, но в противовес, им с особыми, антицерковными, учебниками. Немецкий поселок Тьенсвиль, близ Милуоки, где существовала «свободная община», много десятков лет не имел церкви. Она была там построена только в 1918 г. Это было настолько необычно, что поселок прозвали «покинутой богом деревней» и «маленьким Парижем». В 1859 г. «свободные общины» объединились в союз с центром в Филадельфии.

Другой формой антиклерикальной организации, вывезенной свободомыслящими из Германии, были «союзы свободных людей». Эти союзы были открыты для всех независимо от вероисповедания, имели при себе вспомогательные организации, возглавлялись так называемыми «докладчиками» и отличались радикальными политическими тенденциями. «Союз свободных людей Висконсина» был создан рабочим просветительным союзом Милуоки и клубом гимнастического общества «турнеров». Он выступал не только против Церкви, но и против травли иммигрантов, против трезвеннической кампании, за организованное рабочее движение и бесплатную раздачу земельных участков, т. е. выдвигал в своей пропаганде и коренные и второстепенные вопросы общественной жизни.

Немцы-антиклерикалы выпускали свои газеты, правда, недолговечные, выступали со статьями в радикальных органах печати, издавали книги и брошюры, читали лекции, имели свои школы. Из протеста против церковных обрядов они кремировали своих покойников. На католичество они нападали яростно, соревнуясь в этом с «незнайками». Впрочем, часть свободомыслящих считала главным врагом пуританство, подавляющее свободную мысль. В большинстве своем свободомыслящие не ограничивались борьбой против церкви и религии. Например, «Платформа свободных немцев Охайо», принятая в 1854 г., требовала прекратить чтение библии и молитв в школах и законодательных собраниях, отменить воскресные запреты и, наряду с этим, высказывалась против рабства, за бесплатную раздачу земельных участков всем желающим, за 10-часовой рабочий день.

Разумеется, враги свободомыслящих не оставались в долгу. Немецкие лютеране и католики, особенно последние, перешли в контрнаступление. Особенно это было заметно в Висконсине. А американцы-«незнайки» нападали на сходки свободомыслящих. Если главным предлогом для травли ирландцев они сделали католичество, то поводом для травли немцев — безбожие.

Своеобразную роль играли проповедники свободомыслия во время гражданской войны. В немецких полках, как и во всех других, полагался по штату полковой священник. Иные командиры-радикалы назначали на эту должность свободомыслящих. Один такой «священник», получивший в Германии богословское образование, объявил солдатам, что будет не обычным священником, а их другом, учителем и утешителем и станет ухаживать за ранеными. Некоторые «священники» читали солдатам вместо проповедей лекции на разные общественные темы, в том числе антирелигиозные.

Автор: Богина Ш. А.

1 комментарий
  1. Да уж, сколько проблем может быть из-за религии даже в среде людей одной национальности…

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован.


*