Сопротивление американского общества вьетнамской войне

Как часто в эти весенние дни 1967 года патентованные специалисты по изучению общественного мнения Соединенных Штатов, окруженные неусыпным вниманием властей, говорили нам: учтите, пожалуйста, за прекращение войны и уход из Вьетнама выступает лишь меньшинство — слышите, меньшинство! — американцев. Не будем вступать с ними в полемику. В конце концов сама жизнь покажет, куда клонится чаша весов, на которых эти специалисты взвешивают настроения своих соотечественников. А пока что знаменателен уже сам по себе факт, что вопросу о том, как много американцев борется против войны во Вьетнаме, ими уделяется столько внимания.

сопротивление американцев вьетнамской войне

Все дело в том, что борьба эта уже идет. И чем дальше, тем активнее. Читатели помнят по газетным сообщениям, какой динамичной и смелой была демонстрация противников войны во Вьетнаме, прошедшая 15 апреля 1967 года одновременно на двух берегах Америки — восточном и западном. Она красноречиво называлась «Весенняя мобилизация на борьбу за мир». Конечно, сотни тысяч людей, вышедших в этот день на улицы Нью-Йорка, Сан-Франциско и других городов, были меньшинством американского народа. Но во-первых, уже сама по себе эта мобилизация антивоенных сил явилась значительным событие в политической жизни страны, а во-вторых, как подчеркнул председатель комитета, организовавшего демонстрации, священник афроамериканец Джеймс Бивел, «15 апреля — лишь начало массового движения против массового убийства».

И не случайно за развитием этого движения так внимательно следили не только в тесных и жарких комнатушках общественных организаций Америки, но и в комфортабельных кабинетах правительственных учреждений.

Сопротивление ширилось. «Мне стыдно за мою страну, за Соединенные Штаты. Это самая сильная, самая милитаристская, самая аморальная страна в мире, ведущая безнравственную, дикую войну» — эти горькие, взволнованные слова, произнесенные на митинге в Нью-Йорке весной 1967 года знаменитым американским ученым, лауреатом Нобелевской премии Лайнусом Полингом, убедительно объясняли, почему, несмотря ни на что, все больше людей присоединялось к движению за прекращение войны во Вьетнаме. И неспроста даже такой осторожный специалист по изучению общественного мнения, как Гэллап, заявил 10 апреля 1967 года, что за год в правящей демократической партии удвоилось число людей, осуждающих линию правительства во вьетнамском вопросе, причем большинство демократов, а с ними две трети публики уже были убеждены, что правительство не говорит народу всего, что он должен знать об этой войне.

Что же было наиболее важным, наиболее значительным, наиболее новым, наконец, в развитии антивоенной борьбы в США в эти дни?

Худенькая, черноволосая, с проблесками седины, энергичная руководительница организации «Женщины, боритесь за мир» Дагмар Уилсон принимала нас в своем домике, в самом аристократическом районе Вашингтона — Джорджтауне. Читатель помнит ее мужественный поединок с пресловутой комиссией до расследованию антиамериканской деятельности; она блестяще доказала перед лицом неправедных судей, что борьба за мир отнюдь не является антиамериканской деятельностью. Инквизиторы тогда отступили, и организация «Женщины, боритесь за мир» теперь действовала еще активнее, чем прежде. Дагмар Уилсон и ее подруги вывели на демонстрацию в Нью-Йорке многие тысячи своих соотечественниц.

— А помните, как мы начинали? — вдруг задумчиво сказала миссис Уилсон. — У нас не было ни опыта, ни политических знаний. Мы понимали одно: идет гонка вооружений, угроза войны растет, а люди молчат, будто это их не касается. И мы решили начать действовать…

Дружелюбно встретил нас и представитель религиозного движения квакеров Эдвард Снайдере, официально аккредитованный при конгрессе (квакеры ведут активную работу среди сенаторов и конгрессменов, отстаивая интересы своих единомышленников). Невольно вспомнилось, с какой осторожностью, подчас даже с недоверием делали эти люди свои первые шаги в сторону сближения с движением сторонников мира, как демонстративно подчеркивали при этом свою приверженность к ненасильственным методам борьбы.

Теперь невидимый барьер был преодолен. Квакеры выступали против сил войны все энергичнее и решительнее. Чего стоил хотя бы их мужественный рейс в Хайфон на утлом суденышке «Феникс». Они доставили вьетнамцам медикаменты, пройдя мимо кораблей американского военного флота. Их пугали пикирующие на «Феникс» истребители. Над ними подолгу висели вертолеты. Несколько раз имитировал бомбовый налет четырехмоторный бомбардировщик. В Хайфоне бомбы рвались рядом с «Фениксом». Квакеры все стерпели.

— Мы убеждены, что, доставив медикаменты в ДРВ вопреки запрету властей, мы наилучшим образом защитили коренные интересы США, — с гордостью заявил журналистам один из участников этой необычной поездки.

Понадобилась бы целая книга, чтобы рассказать, как росло и ширилось глубоко народное мужественное движение сопротивления американцев (еще и еще раз повторяю: пока еще меньшинства американцев!) силам войны и агрессии, позорящим Америку. Поглядите, какие новые мужественные силы втягивались в эту борьбу.

Неделя гневного искусства

Февраль 1967 года. В Нью-Йорке проходит «Неделя гневного искусства». На протяжении этой недели свыше 300 виднейших художников, артистов, исполнителей народных песен выступает в аудиториях Нью-йоркского университета и Хантерколледжа, в театрах, церквах, на улицах и площадях. Они громко требуют прекращения агрессии во Вьетнаме.

Руководители крупнейшего объединенного профсоюза рабочих автомобильной и авиационной промышленности (полтора миллиона членов) во главе с Уолтером Рейтером демонстративно выходят из руководства реакционного Всеамериканского профсоюзного объединения. Они требуют, чтобы профсоюзы США отмежевались от внешней политики правительства, в частности в отношении Вьетнама. Представитель профсоюза шоферов грузовых машин (1 миллион 780 тысяч членов) заявляет: «Войну необходимо прекратить, и 2 миллиарда долларов, затрачиваемых ежемесячно во Вьетнаме, должны быть обращены на удовлетворение социальных нужд». Еще ранее американскую агрессию во Вьетнаме осудили конференция 400
профсоюзных лидеров в Чикаго и конференция 1000 профсоюзных деятелей в Нью-Йорке.

Март 1967 года. Профессор биохимии Калифорнийского университета Дж. Б. Нейлендс, вернувшийся из поездки в Демократическую Республику Вьетнам, заявляет, что правительство США умышленно проводит политику террора и I истребления мирного населения. Он требует осуждения лиц, виновных в этих преступлениях.

Апрель 1967 года. Лидер борьбы за гражданские права чернокожего населения США Мартин Лютер Кинг выступает с речью «Я не могу молчать». Активно включаясь в движение сопротивления американской агрессии во Вьетнаме, он заявляет, что отныне борьба за гражданские права чернокожих Америки будет нераздельно связана с борьбой за прекращение этой агрессии.

Бывший посол США в Индии, видный экономист Джон Кеннет Гэлбрайт, выступая на конференции влиятельной организации «Американцы — сторонники демократических действий», председателем которой он стал, заявляет, что затяжка войны во Вьетнаме может означать «смерть и похороны демократической партии», и требует прекращения этой войны, которую называет «проявлением старых шаблонов и старой политики». Конференция голосует за предложение сенатора Кларка об одностороннем прекращении военных действий всеми американскими вооруженными силами как на севере, так и на юге Вьетнама.

Буквально ежедневно газеты сообщали о присоединении к борьбе за прекращение агрессии во Вьетнаме все новых и новых, подчас неожиданных, союзников. Чего стоило хотя бы сенсационное выступление бывшего члена комитета начальников штабов и командующего морской пехотой США генерала Дэвида Шоупа. Этот генерал твердо заявил, что «война во Вьетнаме не стоит жизни даже одного американца», и сказал, что действия США в этом конфликте «нелогичны как с военной, так и с политической точки зрения».

А как символично выглядела передняя шеренга могучего марша борьбы за мир во Вьетнаме, длившегося пять часов в Нью-Йорке весной 1967 года: лауреат Нобелевской премии мира Мартин Лютер Кинг; знаменитый врач Бенджамин Спок, член руководства движения «За здоровую ядерную политику»; известный певец Гарри Белафонте; председатель комитета «Весенней мобилизации за мир во Вьетнаме» священник Джеймс Бивел. Рядом с ними шли многие и многие представители студенческих, молодежных организаций. И коммунисты.

мемориал погибшим во вьетнамской войне

Позиция коммунистической партии США

Конечно, впереди лежал еще очень долгий и трудный путь. Коммунистическая партия США, являющаяся наиболее последовательной силой в борьбе за прекращение американской агрессии во Вьетнаме, справедливо заявила: «Война закончится только тогда, когда она станет невыносимой для правящего класса, когда на фоне сражения станет очевидной неспособность выиграть войну, а дома в США возникнет столь массовая оппозиция и сопротивление, что единственной альтернативой станет полный пересмотр политического курса».

Бесспорный успех «Весенней мобилизации на борьбу за мир во Вьетнаме» 1967 года подтверждал, что активные действия мужественного меньшинства американского народа могут оказать влияние на политические решения страны. Не случайно демонстрация 15 апреля нашла широчайшее освещение в прессе. Не случайно в тот же день начальник Федерального бюро расследований Гувер положил на стол президента секретный доклад о развертывании борьбы за мир. Не случайно, наконец, все наиболее рьяные «ястребы» завопили о необходимости репрессий.

— Губернатор Рокфеллер должен был пустить в ход против демонстрантов национальную гвардию со штыками, пулеметами и танками, чтобы очистить улицы Нью-Йорка, — зарычал конгрессмен от Техаса В. Пул, подвизающийся в комиссии по расследованию антиамериканской деятельности.

Думается, однако, что времена «великого страха», когда эти господа столь успешно терроризировали своих политических противников, ушли безвозвратно. Американец умнеет. Он становится смелее. Он учится действовать.