Великая депрессия — от предпосылок до последствий

Великая депрессия (Great Depression) – мировой экономический кризис, продлившийся с 1929 по 1939 год. Он начался с биржевого краха в США 24 октября 1929 года, а его острая фаза длилась с 1929 по 1933 год. Периодом Великой депрессии считаются в целом 1930-е годы.

Великая депрессия наиболее сильно затронула США, Францию, Канаду, Германию, Великобританию и ряд других стран. Сильнее всего пострадали промышленные города, а в ряде стран практически сошло на нет строительство новых зданий и сооружений. Из-за сокращения спроса упали цены на сельскохозяйственную продукцию на 40-60%. В традициях российской науки термин «Великая депрессия» относится лишь к экономическому кризису в США, параллельно используя при этом термин «мировой экономический кризис».

Великая депрессия в США

Предыстория Великой депрессии: 1920-е годы

Период начала двадцатого века характеризовался большим количеством значимых мировых событий. Первая мировая война, расовые беспорядки, массовая иммиграция, быстрая урбанизация, появление новых технологий (электричество, автомобили, кино и радио), рост гигантских промышленных холдингов, новые социальные явления (контроль над рождаемостью, Сухой закон, эмансипация, сексуальная революция) – изменили привычный уклад жизни. К этому же периоду относятся появление системы потребительского кредитования и рекламного рынка.

Иммигранты

Масштаб изменений 1920-х годов в США был впечатляющим, включая разнообразие ее культур и укладов. Население США (если за точку отчета брать 1890 год) – 62 миллиона человек – практически удвоилось. Как минимум, треть данного притока иммигрантов была вызвана переселением людей из Южной и Восточной Европы. В США переехали:

  • 4 миллиона итальянских католиков,
  • 0,5 миллиона православных греков,
  • 0,5 миллиона венгров-католиков,
  • 2 миллиона евреев,
  • 0,5 миллиона словаков,
  • 1 миллион восточных славян.

Волны иммиграции были настолько велики, что во время переписи населения в 1930 году, было зафиксировано, что каждый 10 житель США из 123-миллионного населения родился за пределами США. А у минимум 20% жителей, один или оба из родителей родились за пределами американского государства.

Иммигранты селились во всех штатах, но больше всего их оседало на северо-востоке страны в развитой промышленной зоне. Они становились рабочими на фабриках и заводах и проживали в многоквартирных домах в городах, в отличии от первых волн переселенцев, которые были больше ориентированы на сельское хозяйство.

Практически повсеместно иммигрантские общины начали формировать этнические анклавы, сильно замкнутые в себе. В них иммигранты стремились с одной стороны сохранить свою культуру и традиции, с другой – стать полноценными американцами. Они сближались с теми, с кем их роднил язык и религия. Частью американских городов стали «маленькие Италии», «маленькие Польши», еврейские кварталы. Там действовали газеты и радио, магазины, открытые их бывшими соотечественниками. Также функционировали банки и страховые компании, обслуживающие исключительно членов этнических групп. Церковные службы велись на родных языках иммигрантов, дети обучались в этнических приходских школах, хоронили мертвых на этнических кладбищах. Иммигранты часто платили взносы в кассы взаимопомощи, которые могли бы помочь им при наступлении тяжелых дней.

Переезд на американский континент давался тяжело. Иммигранты хватались за первую попавшуюся работу. Часто это был низкоквалифицированный труд на фабриках и заводах, в строительстве и на швейном производстве. Будучи изолированными от основной массы американцев религией и языком, они были слабо представлены в политической и общественной жизни. Многие из них в итоге возвращались на Родину, не сумев качественно адаптироваться к Новому свету.

Многие американцы, родившиеся в США, часто воспринимали иностранцев как угрозу. Поток новоприбывших иммигрантов, сильно отличавшийся от ранних волн, вызывал заметное беспокойство у местных жителей. Способность приспособиться к ним у местного общества не была очевидной. В 1915 году даже случилось возрождение ку-клукс-клана, что стало одним из экстремистских ответов на кажущуюся «угрозу» со стороны новоприбывших. Новыми жертвами становились евреи и католики, а сами «всадники клана» ездили уже на машинах, а не на лошадях. К началу 1920-х годов, в ку-клукс-клане, по их собственным оценкам, состояло около 5 миллионов человек. Он доминировал в политике таких штатов, как Орегон и Индиана.

В 1929 году, общественные настроения фактически были выражены законодательно. Конгресс США закрыл неограниченный въезд в страну. В результате этого, многие этнические общины в США стали стабилизироваться.

Город и деревня. Сельскохозяйственный кризис

Крестьяне из Восточной Европы, а также пастухи из Южной и Западной Европы стекались в американские промышленные центры, расположенные в северо-восточной части США. К 1920 году, впервые, количество горожан среди американцев превысило количество сельских жителей. В следующем десятилетии еще около 6 миллионов фермеров переехало в города. При этом, около 20 миллионов американцев продолжали трудиться в сельском хозяйстве, и в 1930-м году, 44% населения все еще считались сельскими жителями. Кроме этого, больше половины штатов по структуре своей экономики и по образу жизни населения продолжали оставаться сельскими.

В 1930 году более 45 миллионов сельских жителей не имели водопровода и канализации, а также большая часть из них не имела доступа к электричеству. Масляные лампы, дровяные печи и уличные туалеты продолжали быть частью сельского быта. Растущий разрыв в конце девятнадцатого века межу городом и селом помог разжечь популистскую агитацию, которая побудила президента Теодора Рузвельта создать Комиссию по деревенской жизни в 1908 году.

В 1920-х годах проблемы села заметно обострила длительная сельскохозяйственная депрессия – продукт мировой войны и технологических изменений. Американские фермеры, с начала 1914 годов начали активно поставлять продовольствие и сельскохозяйственные товары на мировой рынок. Они стали увеличивать и площадь сельскохозяйственных земель, и их урожайность, за счет внедрения новых технологий, включая работу тракторов. Количество техники в сельском хозяйстве увеличилось до 85000 штук. С наступлением мира, все эти тенденции только усиливались. И к 1930-м году уже около 1 миллиона фермеров обладали тракторами. Так как моторизированные машины заменяли лошадей и мулов, под выращивание еды и выпас молочного скота освободились еще 30 миллионов акров бывших пастбищ.

При этом после перемирия в 1918 году, мировое сельскохозяйственное производство вернулось на довоенные результаты. В следствие чего американские фермеры оказались с большими излишками сельскохозяйственной продукции. Цены на их продукцию резко упали:

  • Хлопок подешевел с 35 центов за фунт до 16 центов,
  • Кукуруза подешевела с 1,5 доллара за бушель до 52 центов,
  • Шерсть подешевела с 60 центов за фунт до 20 центов.

И хотя цены после 1921 года еще несколько увеличились, в полной мере они восстановились только ко Второй мировой войне. Американские фермеры оказались в кризисе как из-за перепроизводства, так и из-за кредитов, которые они брали на расширение своих хозяйств. Росло количество разорений и банкротств, а бывшие владельцы земли становились арендаторами, а то и во все уезжали жить в города.

Американский конгресс в 1920-х годах неоднократно пытался найти варианты спасения фермеров. После того как сельскохозяйственная депрессия прогрессировала уже больше десяти лет, федеральное правительство в Вашингтоне решило начать искусственно регулировать товарные рынки. Так, например, было создано федеральное агентство для обеспечения финансирования сельскохозяйственных кооперативов. Но этой меры было явно недостаточно, так как это агентство обладало весьма ограниченным объемом финансовых средств. В тот период Конгресс США дважды принимал законопроект Макнари-Хаугена, а президент Калвин Кулидж дважды налагал на него вето. В нем предлагалось сделать государство покупателем последней инстанции в отношении товаров сельского хозяйства. Купленные на государственные средства товары должны были реализовываться на заграничных рынках.

Президент Герберт Гувер осознавал, что проблемы фермеров США являются неотложными. Первым делом после своего избрания, он собрал специальное заседание Конгресса США для разрешения сельскохозяйственного кризиса. В 1929 году Гувером был издан «Закон о сельскохозяйственном маркетинге», который создал ряд стабилизационных корпораций, уполномоченных закупать излишки сельскохозяйственной продукции с рынка, чтобы поддерживать более высокий уровень цен. Эти специальные корпорации финансировались правительством. Но когда сельскохозяйственная депрессия 1920-х годов слилась с общей депрессией 1930-х годов, эти стабилизационные корпорации быстро исчерпали свои финансовые средства и складские мощности. С начала Великой депрессией именно американские фермеры и стали ее ключевыми жертвами.

Южные штаты США. Афроамериканцы

В 1920-х годах южные штаты США являлись самым сельским регионом страны. Большинство населения в этих штатах проживало за пределами городов. Регион характеризовался наличием дешевой рабочей силы и дефицитом капитала. Здесь выращивали сахарный тростник, хлопок, рис и табак и делали это с использованием мулов и людей. Кроме этого, здесь активно существовали расовые противоречия.

В годы Первой мировой войны многие чернокожие обитатели южных штатов переселились и устроились на работу на северные фабрики. Число таких переселенцев достигало полумиллиона человек. Кроме них, открывшимися вакансиями на производстве также воспользовалось около полумиллиона мексиканцев, на которых не действовали иммиграционные квоты. К концу 1920-х годов еще около одного миллиона чернокожих жителей Юга США покинули родные штаты и устроились на работу на Среднем западе и Северо-востоке страны. На Севере афроамериканцы стали работать в упаковочных мастерских, металлообрабатывающих цехах, на автомобильных заводах. Началось активное представление чернокожих людей в политике. В 1928 году чикагский республиканец Оскар де Прист стал первым чернокожим, избранным в Конгресс.

При этом, около 80% чернокожего населения в 1930-м году по-прежнему жили на юге, где процветала обременительная политическая система Джима Кроу. Действовала социальная и экономическая сегрегация – отдельные церкви и школы для чернокожего населения, а также отдельные залы ожидания на автобусных и железнодорожных станциях. Немногочисленные промышленные рабочие на предприятиях Юга были почти повсеместно белыми.

Таким образом, чернокожие жители Юга представляли собой крайний случай бедности сельского населения в регионе, который сам по себе являлся символом отсталости и изоляции от современной жизни, развитой в северных штатах Америки.

Городская жизнь. Автомобиль

Белым американцам, родившимся в городе, сельская жизнь и чернокожие казались чем-то далеким от их привычных реалий. Южные порядки и жизнь в маленьких городах Среднего Запада были для городских жителей поводом для юмора и анекдотов.

Однако, политики и наблюдатели 1920-х годов беспокоились о большом разрыве между городской и сельской жизнью в США. Центральной проблемой американской экономики назывался большой разрыв между сельским хозяйством и промышленным производством. Если американские фермеры в 1930-м году вывели на рынок на 50% больше продукции, чем тридцать лет ранее, то промышленные фабрики вывели на рынок за это же время в 4 раза больше продукции.

Производительность труда на фабриках выросла на 50%, во многом это связано с внедрением электрических механизмов и конвейеров. В 1929 году уже 70% всех промышленных предприятий имели доступ к электричеству, производившемуся на нефтяных электростанциях, и соответствующему оборудованию. Стали эксплуатироваться новые месторождения нефти в Калифорнии, Техасе и Оклахоме. К 1925 году каждые десять секунд с конвейера автомобильного завода Генри Форда сходил новенький автомобиль Ford Model T. Ранее для этого требовалось 14 часов.

Замедление темпов роста населения и сокращение экспортных рынков привели к стабилизации и снижению спроса на американскую сельскохозяйственную продукцию. При этом способность жителей Америки покупать промышленные товары казалась безграничной. Одним из таких примеров является автомобильная революция. В 1920-1930 годах на долю автомобильной промышленности приходилось уже 10% национального дохода. В этой отрасли было занято 4 миллиона рабочих. В 1929 году автомобили стали доступны простым американцам. У каждого четвертого жителя страны была в наличии собственная машина. А их общее количество в стране достигло 26 миллионов экземпляров. Фактически, это означало, что все население страны могло в один момент выехать на дороги. Объединение инновационных технологий с массовым рынком позволило резко снизить стоимость автомобилей. Теперь их цена равнялась всего трем месячным окладам рабочего. Ранее же, они стоили около двух годовых заработков.

Но уже тогда экономистам и политикам было понятно, что массовое производство требует массового потребления. Растущее благосостояние 1920-х годов распределялось неравномерно. Наибольшее количество денежной массы переходило в руки владельцев капитала, а не рабочих. И хотя доходы работников также росли, их рост не соответствовал темпам роста промышленного производства Америки. А без широко распределенной покупательной способности не могли работать механизмы массового производства. Так, например, представитель корпорации General Motors признал, что огромный ежегодный рост производства вряд ли продолжится в будущем. Он ожидал роста производства только в связи с ростом благосостояния страны, а также экспортных поставок. Это говорило о том, что даже молодая индустрия производства автомобилей может быстро достичь зрелости.

К концу 1920-х годов стало очевидно, что производители автомобилей перенасытили внутренний американский рынок. В этот период стало активно развиваться потребительское кредитование, с возможностью получить товар сразу, а расплатиться за него потом. Также начался активный рост рынка рекламы. Корпорация General Motors вкладывала более 20 миллионов долларов в рекламу, с целью убедить людей приобретать больше автомобилей. Однако уже тогда стало очевидно, что рост продаж и производства невозможен без развитого экспорта продукции за рубеж.

Практически все американцы, жившие в промышленных центрах страны, подняли свой уровень жизни. В 1928 году средний уровень дохода жителя промышленного региона страны был в четыре раза выше, чем уровень доходов жителя сельскохозяйственного юга. У городских рабочих началось реальное процветание. Они могли пользоваться продуктовым разнообразием: автомобилями, стиральными машинами, консервами, холодильниками, продуктами из синтетических тканей, кинофильмами и телефонами. Люди, которые проживали в неэлектрифицированной сельской местности с такими современными удобствами просто не сталкивались.

Трудовые ресурсы

К 1930 году в Соединенных Штатах Америки работали 38 миллионов мужчин и 10 миллионов женщин. Еще в 1910 году количество сельскохозяйственных рабочих превышало все остальные виды занятых. А уже к 1920 году количество сотрудников обрабатывающей промышленности и машиностроении превысило количество сотрудников, занятых в сельском хозяйстве. Длительность рабочей недели в промышленном секторе составляла 48 часов. Лишь в 1923 году корпорация «United States Steel Corporation» отказалась от 12-часового рабочего дня на своих металлургических заводах. При этом двухдневные выходные еще не были массовыми, а понятие оплачиваемого отпуска и вовсе отсутствовало.

Эксперты обратили внимание на проблему, связанную с повсеместным внедрением машин. Она заключалась в том, что квалифицированный труд массово заменялся низкоквалифицированным и неквалифицированным, что снижало статус работников на производстве. Применение современных станков и машин с одной стороны позволяло найти работу на производстве миллионам европейских крестьян и американских фермеров, с другой стороны – снижало гордость работников за свой труд и делало их легко заменимыми, что влияло на вероятность сохранения их рабочих мест в будущем. Это привело также к повышению уровня безработицы в инновационных секторах массового производства. В период с 1923 по 1928 год ежегодный уровень безработицы превышал 10%.

В 1920-е годы ни одно правительство (не федеральное, ни на уровне штатов) не представляло страховку от безработицы. В 1929 году Американская федерация труда (AFL) противодействовала появлению государственного страхования на случай безработицы. Несмотря на то, что это было уже распространено в ряде европейских стран. Лидер AFL Сэмюэль Гомперс многократно публично осуждал идею страхования от безработицы как социалистическую идею, недопустимую в США. Одновременно с этим сокращался и процент людей, состоящих в профсоюзах. К 1929 году он сократился с 5 миллионов до 3,5 миллионов членов.

Женщины и дети. Образование

В 1929 году заработную плату получали 10 миллионов женщин. Они специализировались на небольшом перечне профессий: текстильное производство, преподавание, помощь по хозяйству и канцелярская работа. Вместе с расширением сферы услуг в экономике США росло и число женщин, занятых в ней. В 1900 году процент женщин среди занятых составлял 18%, а в 1930 году – уже 22%. К началу Великой депрессии каждая четвертая женщина была трудоустроенной. Типичная работница была моложе 25 лет, и, как правило, не была замужем. Замужние матери были практически не представлены на рынке труда. Продолжало сохраняться традиционное семейное разделение труда. Девятнадцатая поправка к Конституции США, принятая в 1920 году, дала женщинам формальное политическое равенство.

Использование детского труда постепенно сокращалось. В 1890 году работал каждый пятый подросток в возрасте от 10 до 15 лет. В 1930 году – только один подросток из двадцати. В 1920-х годах впервые больше половины школьников оставались в старших классах для получения полного образования.

Долги и налоги. Демократы и республиканцы

Расходы на социальные нужды, включая образование, легли на правительства штатов. На них же выпала нагрузка по строительству и улучшению дорожной сети. Как следствие, задолженность штатов в 1920-х годах резко возросла и достигла пределов, установленных законодательством США. Муниципальные налоги, а также налоги, собираемые штатами, резко возросли. Причем на уровень, превышающий рост личных доходов населения. К 1929 году правительства всех уровней собирали 15% национального дохода, что в два раза больше, чем в 1914 году. Такая высокая налоговая нагрузка начала вызывать и политические реакции. Лозунг о необходимости ограничения государственных расходов стал популярен даже среди простых американцев.

Федеральное правительство также увеличило свои налоги. Причем большая часть нового дохода шла не на обслуживание социальной инфраструктуры, а на обслуживание долгов, возникших в период Первой мировой войны, число которых составляло 24 миллиарда долларов. Выплата процентов по государственному долгу стала самой крупной финансовой статьей общегосударственных расходов, поглощая треть федерального бюджета.

Незначительность роли федерального правительства в жизни простых американцев 1920-х годов привела к тому, что явка на президентских выборах 1920 года упала ниже 50%. Избиратели просто не удосуживались прийти на выборы. Большинство президентов конца девятнадцатого – начала двадцатого века были республиканцами. Демократическая партия в течение нескольких поколений носила характер региональной, получая серьезную поддержку только на юге страны. Однако, постепенно общины иммигрантов, сконцентрированные в Бостоне и Нью-Йорке, стали образовывать базу для поддержки Демократической партии на северо-востоке. Кроме того, белые мигранты Юга, проживавшие в Огайо, Индиане и Иллинойсе, продолжали поддерживать демократов.

Убедительная победа республиканца Герберта Гувера над демократом Элом Смитом в 1928 году была омрачена религиозным фанатизмом против католика Смита, символа городской иммигрантской культуры. Гуверу удалось даже расколоть Юг: он получил поддержку в 5 штатах бывшей Конфедерации. При этом Смит собрал максимум голосов в десятках крупнейших городов США – тем самым он предвестил городскую коалицию, ставшую одной из основ будущего Нового курса Рузвельта. После периода поддержки реформ в начале двадцатого века, в 1920-х годах Республиканская партия заняла консервативные позиции, хотя ряд ее членов и пытались выступать за реформы.

Но в реальности, правительство использовалось для прекращения забостовок и проведения политики протекционизма. Так в 1922 году была введена система тарифов Фордни-МакКамбера, поднявшая импортные пошлины до заградительного уровня. Развитие в США системы гидроэлектростанции, в том числе на реке Теннесси с использованием государственных средств, также не находило поддержки у населения. Скандал с Elk Hills и Teapot Dome привел к тому, что в 1923 году, первый в истории член правительства — Albert Bacon Fall, министр внутренних дел, попал в тюрьму, будучи осужденным за коррупцию.

Бережливость и невмешательство составляли основу политики федерального правительства США. Президент Кулидж лично отменил проекты Герберта Гувера по контролю над реками на Западе страны из-за их высокой стоимости. Также по причине высокой стоимости государственных проектов, Кулидж наложил вето на предложения об оказании помощи фермерам и ускорении выплат дополнительных премий ветеранам войны. В своем последнем обращении он проинформировал Конгресс о том, что во внутренней сфере жизни страны царит удовлетворенность и спокойствие.

Однако, эти кажущиеся оптимистичными данные 1928 года не учитывали ряд факторов: многолетнюю агонию сельского хозяйства, замедление темпа роста выпуска автомобилей, снижение темпов жилищного строительства. Так, например, бум на рынке строительства недвижимости Флориды пострадал в результате разрушительного урагана 1926 года. В результате этого объем банковских расчетов в штате упал с миллиарда долларов до 143 миллионов долларов. Кроме того, в стране стали накапливаться товарные запасы уже к лету 1928 года, а к середине 1929 года они превысили сумму в 2 миллиарда долларов.

Биржевой крах в 1929 году

Проблемы начались на биржевом рынке в 1927 году, а в 1928 году рынки акций и облигаций заметно оторвались от реальности. В то время, как деловая активность неуклонно снижалась, цены на акции быстро росли вверх. Акции «Radio Corporation of America» (RCA) лидировали в ценовой гонке, отражая ожидания от новых технологий.

Политика доступных денег

Деньги текли на рынок так обильно, что казалось, что Уолл-стрит пожирала все деньги мира. Часть денег поступала напрямую от индивидуальных инвесторов, хотя, в целом, их денежные запасы были относительно скудны. Гораздо больше денег поступало от крупных корпораций: компании использовали накопленные ими средства в 1920-х годах не для инвестиций в производство, а для биржевых спекуляций. Наибольшие же финансовые ресурсы предоставляла банковская система, которая также накопила значительный объем финансовых средств. К 1929 году банки дали взаймы больше денег для инвестиций в недвижимость и для игры на фондовом рынке, чем для развития американских коммерческих предприятий. Федеральная резервная система США (ФРС) дополнительно дала банкам ликвидность, понизив ключевую ставку в 1927 году до 3,5% и осуществив крупный выкуп государственных ценных бумаг.

Начало разорения

Первое падение цен на фондовом рынке США произошло в сентября 1929 года: тогда цены на акции неожиданно резко опустились, а затем также быстро восстановились. Затем в среду 23 октября наступила первая масштабная ликвидация позиций: за день более 6 миллионов акций перешли из рук в руки, а общая капитализация рынка упала на 4 миллиарда долларов. В черный четверг 24 октября, рынок открылся резким падением, за день было продано около 13 миллионов акций, а потери капитализации достигли к полудню уровня 9 миллиардов долларов. Тем не менее, когда день завершился, на рынке произошло даже небольшое восстановление относительно внутридневных минимумов. В следующий вторник, 29 октября, было продано уже 16,5 миллионов акций. В этот «черный вторник» начался двухнедельный период падения цен. К середине ноября капитализация снизилась на 25 миллиардов долларов, что составляло около трети стоимости акций в сентябре.

Паника

Фермеры и тарифы

4 марта 1929 года состоялась инаугурация президента Гувера, которая прошла в атмосфере эмоционального подъема в обществе США. Самые разные политические силы возлагали на него надежды на перестройку экономики страны. 15 апреля Гувер заявил, что не поддержит законопроект McNary-Haugen Farm Relief Bill. Вместо этого он предложил свое решение для регулирования экономики сельского хозяйства.

15 июня (спустя всего 3 месяца) президент Гувер подписал закон «Agricultural Marketing Act of 1929», предусматривающий создание Федерального совета фермерских хозяйств (Federal Farm Board) с капиталом в 500 миллионов долларов, которые должны были быть направлены на развитие сельскохозяйственных кооперативов и стабилизационных сельхозобъединений. Организуемые кооперативы должны были упорядочить товарные рынки, прежде всего шерсти и хлопка, путем заключения добровольных соглашений между производителями данных товаров. В тех случаях, когда кооперативы не могли отрегулировать цены на рынке, они имел право скупать излишки товарной продукции.

В тоже время президент Гувер оказался не способным противостоять политике протекционизма США. В 1928 году часть республиканцев и большая часть демократов требовали от него еще более высоких пошлин, чем они были установлены в 1922 году законом о тарифах (Fordney-McCumber Tariff). Гувер согласился с планом своей партии по пересмотру тарифов, мотивировав это целями защиты сельскохозяйственного сектора страны от иностранной продукции, а также перспективой создания Комиссии по тарифам, которая могла бы регулировать импортные пошлины на 50 %.

Ответ на крах фондового рынка

Классическая экономическая теория 1920х годов считала спады в экономике неизбежной частью бизнес-циклов. В периоды спадов в экономике теория предписывала правительству избегать вмешиваться в естественный процесс восстановления экономики. Министр финансов США Эндрю Меллон полагал, что в ходе кризиса люди будут усерднее работать и вести более нравственную жизнь.

Президент Гувер полагал, что правительство США должно использовать свои полномочия для смягчения ситуации. В качестве первоочередных потребностей определялись предотвращение банковской паники, характерной для прошлых кризисов, а также смягчения последствий для фермеров и безработных. Бизнес-сообщество в 1929 году не поддержало президента, считая, что дело обстоит как обычный экономический спад, которые ранее уже случались в экономике страны.

Президент Гувер постарался не допустить, чтобы ударная волна от фондового краха прошлась по экономике в целом. Он предлагал восстановить доверие к экономике, обращая внимание всех своих собеседников из числа бизнесменов и политиков на существование в США надежной торговли и промышленности.

Слова были не единственным оружием. Президент Гувер 5 декабря 1929 года публично проанализировал результаты своих встреч с бизнесменами и политиками перед широкой аудитории из 400 ключевых лидеров экономики США. Отметив, что представители бизнеса впервые объединились для общественного блага, он заявил, что ФРС уже ослабила свою политику кредитования, одновременно отказав в финансировании тем банкам, которые ранее выдавали кредиты для игры на фондовом рынке. Промышленники, в свою очередь, пошли на уступку и согласились сохранить неизменной заработную плату рабочих. По мнению президента Гувера это должно было поддержать покупательную способность населения — позднее в экономической теории подобная точка зрения стала прописываться Кейнсу как «революционная».

Поддержка Федеральным советом фермерских хозяйств цен на сельскохозяйственную продукцию были третьим элементом, призванным затормозить начинающуюся дефляцию. Президент Гувер заявил, что рассчитывает на оживление экономики, путем развития строительных проектов: руководители железных дорог и коммунальных служб согласились расширить свои программы ремонта зданий и сооружений. Кроме того, президент поручил губернаторам штатов и мэрам крупных городов предложить свои крупные строительные проекты, способные обеспечить дальнейшую занятость населения. Для обеспечения этих мер президент Гувер запросил дополнительное финансирование у Конгресса в размере 140 миллионов долларов.

В 1929 году федеральные расходы на строительство составили порядка 200 миллионов долларов. Расходы же штатов составили около 2 миллиардов долларов, которые были потрачены преимущественно на строительство автомагистралей. Частная промышленность в этом же 1929 году потратила на свои собственные инвестиционные проекты порядка 9 миллиардов долларов. Для дальнейшего значительного роста расходов со стороны правительства США имелись существенные ограничения: у Вашингтона не было ни соответствующего бюрократического аппарата, ни готовых к реализации проектов — только к 1939 году, уже в рамках Нового курса Рузвельта, властям удалось добавить к своим расходам в данной сфере ещё 1,5 миллиарда долларов. Последующие расчеты экономистов показали, что наиболее стимулирующим эффектом оказались вложения 1931 года со стороны федеральных, региональных и муниципальных властей.

К весне 1930 года многие наблюдатели и экономисты были осторожно оптимистичны. Выступая в Торговой палате США 1 мая 1930 года, президент Гувер сделал заявление, которое впоследствии будет нещадно использоваться для его критики: «Я убеждён, что мы преодолели худшее, и при продолжении усилий мы быстро оправимся». Уже в июне 1930 года он заявил, что депрессия закончилась. Правдоподобие этой мысли подтверждалось по мнению политика такими фактами, как выкуп фондового рынка 20% падения от своих пиковых значений; стабильностью банков, входящих в состав ФРС; рост объемов депозитов в банках.

При этом экономическая реальность была в разы хуже той, что видели наблюдатели и политики Белого дома. К концу 1930 года количество банкротств достигло уровня примерно в 26500 случаев, а валовый национальный продукт упал за год на 12,6%. Резко сократилось производство в отраслях продукции длительного использования: на отдельных автомобильных и сталелитейных заводах падение достигло показателя в 38%. Частный бизнес постепенно начал сокращать свои инвестиции. Уровень безработицы среди рабочих составил 8,9% (4 миллиона человек).

Выборы и оппозиция

К концу 1930 года политическая ситуация для Гувера и его партии начала сильно ухудшаться. По результатам выборов в Конгресс в ноябре Республиканская партия потеряла большинство в обеих палатах. Характерным был и тот факт, что многие кандидаты значительно больше говорили о Сухом законе и перспективах его отмены, чем о мерах борьбы с депрессией.

Получив большинство в Палате представителей, демократическая партия выбрала на роль спикера Джона Нэнса Гарнера, представителя Техаса. Гарнер полагал сбалансированный бюджет основой стабильности и регулярно делал яркие публичные заявления, включая, например, такое, что великой проблемой современности является избыток количества законов.

Гарнер утверждал, что у него и его коллег была лучшая программа национального восстановления, чем у президента Гувера, однако он никогда не раскрывал ее, даже если она в действительности существовала. Фактически, его главной программой общественного благосостояния стала позиция – изгнать из власти республиканцев.

По мере того, как депрессия в 1931-1932 годах усиливалось, главной целью Демократической партии было не дать президенту Гуверу принять какие-либо меры, чтобы демократический кандидат мог победить на ближайших выборах президента. Так сенатор-демократ от штата Северная Каролина заявил, что демократы должны избегать привязки нашей партии к определённой политической или экономической программе.

Крах банковской системы

Вплоть до последних недель 1930 года большинство американцев имели разумные основания полагать, что они просто оказались втянуты в очередной спад в деловом цикле. Но в последние дни этого года в банковской системе начали происходить беспрецедентные события. В 1930 году до октября закрылись примерно 600 банков, и еще столько же обанкротилось в последние 60 дней этого года. Итого, за этот год оказались закрытыми более 1200 банков.

Известно, что катастрофа началась в ноябре 1930 года в Национальном банке Кентукки, после чего паника распространилась на группы дочерних банков в соседних штатах: в Миссури, Иллинойсе и Индиане. После этого банковская паника охватила Северную Каролину, Арканзас и Айову. Толпы вкладчиков забирали из банков свои сбережения. В это время банки пытались добыть ликвидность путем продажи активов и привлечения кредитов. Поскольку банки изо всех сил пытались получить наличность, они выбрасывали на рынок свои портфели облигаций и активов, связанных с недвижимостью. При этом рынок, который еще не оправился от последствий краха 1929 года, снижал стоимость активов – и тем самым подвергал опасности остальные банковские учреждения. Иными словами, здесь имел место классический кризис ликвидности, достигший чудовищных масштабов.

Первой жертвой этой паники стали сельские банки, которые и без этого испытывали серьезные финансовые проблемы. Но 11 декабря 1930 года закрыл свои двери «Bank of United States» из Нью-Йорка — данный банк принадлежал и управлялся представителями еврейской диаспоры; в нём находились вклады тысяч еврейских иммигрантов, многие из которых были заняты в сфере торговли одеждой. Падение банка было связано в том числе с отказом его финансирования со стороны крупнейших финансовых учреждений того времени, в том числе банком House of Morgan. Об этом его просила ФРС, но House of Morgan проигнорировал ее просьбу помощь конкуренту.

Приостановка деятельности «Bank of United States» стало крупнейшим банкротством коммерческого банка в истории Соединенных Штатов Америки: в банке держали свои средства около 400000 человек. Они потеряли в сумме 286 миллионов долларов. Однако, гораздо более сильной проблемой стала проблема психологическая. Название банка вводило в заблуждение американцев и иностранцев в том смысле, что они думали, что этот банк являлся официальным банком правительства США, что, конечно, было не так. Одновременно, неспособность ФРС организовать спасение банка подорвало доверие участников банковской системы к этой организации. В результате американские банки начали отчаянно бороться за выживание, не обращая внимание на последствия, к которым могла привести их деятельность для банковской системы государства в целом.

Современные исследования пришли к идее того, что именно банковская паника 1930-х годов стала причиной депрессии.

Последствия Великой депрессии

  1. Уровень промышленного производства был отброшен на 30 лет назад – к началу двадцатого века.
  2. В индустриальных странах с рыночной экономикой насчитывалось 30 миллионов безработных.
  3. Многие представители народа оказались за чертой бедности. В их числе: фермеры, мелкие торговцы, представители среднего класса.
  4. Резко снизилась рождаемость.
  5. В мире возросло количество сторонников националистических и коммунистических партий.

Для выхода из кризиса в 1933 году, новым президентом и правительством США начал осуществляться Новый курс Рузвельта – система различных мер, направленных на регулирование экономики. Некоторые из них помогли устранить причины Великой депрессии, другие – носили социальную направленность, помогая наиболее пострадавшим выжить. Часть мер (по оценкам современных экономистов) только усугубляли положение.