Переселенцев в США из Скандинавии в американской литературе очень часто относят к так называемой старой иммиграции, связанной происхождением с Северо-Западной Европой, и соответственно противопоставляют «новой» иммиграции, исходившей из Южной и Восточной Европы. Таково насчитывающее уже много десятилетий ходячее мнение, и с конца XIX в. такая классификация связывалась с положительной характеристикой скандинавских выходцев — в противоположность переселенцам из Южной и Восточной Европы.
Содержание
Скандинавы и новая иммиграция в США
В действительности скандинавские иммигранты, массовый приток которых в США приходится на десятилетия, последовавшие за гражданской войной, должны быть отнесены к той стадии американской иммиграции, которая характерна для кануна империалистической эпохи и которую принято называть «новой». По ряду существенных социальных характеристик, как европейских, так и американских, она, как будет подробнее показано ниже, мало отличалась от других иммигрантских групп этого периода, хотя и не была такой типичной для них, как например итальянцы.
Предвзятую характеристику скандинавской группы можно лишь в малой степени объяснить североевропейским районом ее выхода, географически близким к районам выхода иммигрантов середины XIX в. Главная причина — внедрение в идеологию американского общества конца XIX в. расистских теорий, согласно которым скандинавы принадлежали к избранной и привилегированной расе. «Немцы и скандинавы, — говорил один из империалистических идеологов сенатор Г. К. Лодж, внося в сенат билль об ограничении иммиграции, — люди того же расового корня, что англичане, основавшие и построившие колонии». В той же речи Лодж превозносил достоинства иммигрантов «тевтонской расы», в том числе скандинавов: они квалифицированные работники, у них стойкий национальный характер, они отправляются в западные штаты и занимают там свободные земли, а не остаются в скученных кварталах крупных городов восточного побережья, — в отличие от тех иммигрантов, въезд которых и стремился ограничить сенатор. Это было выражение сложившегося уже расистского стереотипа скандинавов — как и других национальных групп населения США.
Стереотипы об иммигрантах из скандинавских стран
Разумеется, подобный положительный стереотип был принят ранними историками этой группы, принадлежавшими к ней же. Так, О. Н. Нелсон, редактор сборника по истории скандинавской иммиграции в США, впервые вышедшего в 1893 г., и автор многих его статей, восхвалял американских скандинавов, как восхваляли в тот же период свои национальные группы другие иммигрантские историки, но при этом восторгался тем, что скандинавы принадлежат к «кавказской» и даже «тевтонской» расе.
Историк рестрикционистского направления К. Ч. Бэбкок, выпустивший книгу об американских скандинавах в 1914 г., прославлял их как часть «балтийской расы», которая, по его мнению, только и пригодна для Америки. В перечне соответствующих скандинавских добродетелей фигурируют «решительные преимущества в темпераменте над большинством других иммигрантов и даже над большинством прирожденных американцев». Бэбкок подчеркивает необходимость скандинавских иммигрантов для быстрого хозяйственного развития американского Северо-Запада, где не хватало прирожденных американцев, а другие иммигранты, китайцы например, по мнению Бэбкока, не годились.
Насколько стоек оказался скандинавский стереотип, показывает произнесенная в 1965 г. по случаю официального провозглашения скандинава Лейфа Эриксона первооткрывателем Америки торжественная речь конгрессмена Томаса Пелли. «Американцы скандинавского происхождения, — сказал в заключение своей речи Т. Пелли, — подобно своему великому герою Лейфу Эриксону, были мужчины и женщины, которые перебрались в Новый Свет, несмотря на все трудности и опасности. Они участвовали в строительстве нашей нации и завещали свои традиции скандинавским американцам нашего времени. Я приветствую трудолюбивых, бережливых, законопослушных, надежных, честных, разумных, сердечных и передовых скандинавских американцев в их день, день Лейфа Эриксона». Скандинавам здесь не противопоставлены другие, «плохие», национальные группы, как делалось в начале века, — в нынешний период такое официальное утверждение звучало бы уже неприлично.
Между тем современные исследователи (подчеркивают у американских скандинавов именно общие с другими группами черты. Так, шведский ученый Ульф Бейбом, исследовавший шведское население Чикаго второй половины XIX в., подчеркивает, что шведские рабочие были «типичными иммигрантами» и в качестве рабочей силы даже не отличались «явно индивидуальными чертами». Самый процесс иммиграции шведов в Чикаго он считает классическим примером механизма иммиграции. Да и самый скандинавский стереотип не был ни постоянным, ни извечным. Крупный норвежско-американский языковед Эйнар Хауген отмечает, что американских норвежцев считали то склонными к обособлению в своей среде (это было характерной претензией к иммигрантам всех национальностей), то быстро ассимилирующимися.
В Новой Англии, колыбели рестрикционистского движения, где скандинавов было относительно мало, к ним в 80-х годах XIX в. относились пренебрежительно, вменяя им в вину «низкий жизненный уровень» (это тоже был типичный антииммигрантский аргумент). В 90-х же годах они как часть «тевтонской расы» уже признавались «желательными».
Разделение национальных групп скандинавов
В предшествующих статьях применялся термин «американские скандинавы» по отношению к выходцам из трех европейских стран — Норвегии, Швеции и Дании — и их потомкам. Правомерно ли употребление этого обобщающего термина? В последнее время ряд американских авторов возражают против него, считая более правильным изучение каждой национальной группы в отдельности. При бесспорном культурно-историческом и языковом родстве народов Скандинавии они являются — и в XIX в. являлись — тремя особыми нациями. Что касается выходцев из этих наций в Америке, то до гражданской войны они были относительно малочисленны, и в те годы у них возникла тенденция создавать общескандинавские организации. Если бы иммиграция из скандинавских стран и далее шла тем же темпом и если бы не изменение общеисторической обстановки, в США могла бы образоваться новая, общескандинавская этническая общность, какой не знала Европа. Америке известны такие явления, происходившие в иных иммигрантских группах. Однако в последней трети XIX в. каждая из скандинавских стран посылала эмигрантов в Америку массами, что способствовало созданию среди их выходцев национальных организаций. Этноцентристские тенденции в каждой из этих групп усиливались под влиянием таких европейских национальных процессов, как движение за отделение Норвегии от Швеции, как другие тенденции к национальному самоутверждению в той же Норвегии, в других скандинавских странах и в Европе вообще. В том же направлении действовало обострение националистических тенденций в Америке, связанное с наступлением периода империализма.
Упоминавшийся уже скандинавско-американский автор филиопиэтического толка, О. Н. Нелсон, настаивал на том, что разница между американскими шведами, норвежцами и датчанами незначительна, да и она стирается, оставляя нетронутыми лишь общие всем им древнескандинавские добродетели — в соответствии с расистским стереотипом. Особенно сплочены между собой, по мнению Нелсона, выходцы из этих трех стран в Миннесоте, ставшей скандинавским центром Америки. Однако уже с 70—80-х годов XIX в., т. е. с началом новой, массовой иммиграции из Скандинавских стран, в Америке возникают особые шведские, датские, норвежские общества, а общескандинавские хиреют.
История выходцев из Норвегии, Швеции и Дании в Америке имела общие черты, на их отношения с окружающей средой оказал влияние и общескандинавский стереотип. Однако в положении переселенцев из этих трех стран имелись существенные различия. В дальнейшем изложении будет сделана попытка оттенить особенности каждой из трех крупнейших скандинавско-американских групп.