Новый курс Рузвельта в США

Новый курс – комплекс экономических и политических мер, принятых президентом США Франклином Рузвельтом, в ответ на экономический кризис, получивший название «Великая депрессия». При Рузвельте, который избирался в президенты 4 раза, Соединенные Штаты Америки получили радикальные перемены.

Реформы «Нового курса» положили конец прежней классической либеральной экономике. До Рузвельта, США были страной классического либерализма, где безраздельно действовал свободный рынок, а государство выполняло минимальную роль в экономике. Рузвельт смог обратить возможности современного государства для спасения капитализма.

Самые радикальные программы «Нового курса» весьма холодно встречались Конгрессом и бизнесом. Многие из них были отменены Верховным судом. Однако все эти политические препятствия, не помешали Рузвельту добиться целей спасения экономики после Великой депрессии.

Новый курс Рузвельта в США

Социальные реформы

Именно с реформ Рузвельта начались социальные реформы в стране. Были введены пособия безработным, пенсии, организация общественных работ и молодежная политика. Согласно закону 1935 года, работодатели были обязаны признать независимые профсоюзы и заключить с ними коллективный трудовой договор. Государство также взяло на себя часть функций регулирования экономики и финансов.

Экономические реформы

Была создана Национальная администрация восстановления промышленности (НИРА). В соответствии с постановлением НИРА был принят «Кодекс честной конкуренции», согласно которому были установлены монопольные цены, определялись условия торговых кредитов, объём продукции, а также распределялись рынки сбыта. Одним из основных назначений Кодекса заключалось в запрещении продавать товары цен, которые были установлены НИРА.

Программа оказания помощи фермерам оказалась самой успешной. Была учреждена и организована Администрация по регулированию сельского хозяйства (ААА). ААА регулировала цены на сельскохозяйственную продукцию, регламентировала объемы производства, а также поддерживала сокращение фермерских посевных площадей.

Для сельскохозяйственного сектора были выделены средства на научно-исследовательские работы, просвещение и обучение фермеров, техническую помощь. Кроме этого, поощрялись инвестиции, проводилась электрификация сельских районов, а фермерам предоставлялись государственные кредиты. В результате этих мер отрасль сельского хозяйства росла на 5% в год, что было несомненно важным достижением, после десятилетнего кризиса в этой сфере.

«Новый курс» Рузвельта. Законы 1933-1935 гг.

В двадцатом веке в деятельности Соединенных Штатов Америки появились новые направления. Усилилось государственное вмешательство в экономические процессы. Необходимость в этом была осознанна в результате сильного экономического кризиса, поразившего все капиталистические страны.

Снижение промышленного производства в США в результате кризиса составило 56%. Обанкротилось 40% всех банков, а национальный доход снизился на 48%. Все это лишило миллионы рядовых американцев всех их сбережений.

Около 17 миллионов человек потеряли работу. При этом правительство США и президент Гувер, находившиеся тогда у власти, надеялись на спонтанный и самостоятельный выход экономики из кризиса, поэтому не предпринимали никаких серьезных мер.

Социально-политическая обстановка обострялась. В государстве проходили митинги, демонстрации, голодные походы и другие формы протеста. В таких условиях на выборах 1932 года победил кандидат от Демократической партии – Франклин Рузвельт. Новый президент выступил с обширной программой по преодолению экономического кризиса, которая получила название «Новый курс». Реализация программы началась сразу по всех сферах социальных и экономических отношений.

Был быстро принят ряд законов, целью которых была стабилизация банковской и финансовой систем.

Был запрещен вывоз золота за границу. Золотой запас страны был сконцентрирован в банках, входящих в ФРС (Федеральную Резервную Систему). Доллар лишался золотого обеспечения, что неизбежно вело к увеличению денежной массы на рынке, но усиливало влияние правительства на ее циркуляцию.

Контроль за финансовой системой был возложен на ФРС и созданную к этому времени Федеральную комиссию по ценным бумагам и биржам. Кроме этого, чиновниками была проведена ревизия всех банков страны, по результатам которой были закрыты 3 тысячи мелких банков. При этом крупнейшие банки США получили из государственной казны несколько миллиардов долларов в форме кредитов и субсидий. Благодаря этому, банковская система США стабилизировалась.

Была создана Национальная администрация восстановления промышленности, на которую были возложены задачи оздоровления промышленности США.

В соответствии с законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 г. все производство в стране было разделено на 17 секторов, деятельность каждого из которых регулировалась специальными нормативными актами — так называемыми кодексами честной конкуренции, определявшими рынки сбыта, квоты выпускаемой продукции, условия кредита, цены, уровень зарплат и продолжительность рабочего времени.

Администрация регулирования сельского хозяйства была учреждена для оздоровления ситуации в сельском хозяйстве. На основании Закона об улучшении положения в сельском хозяйстве от 12 мая 1933 г. эта администрация наделялась правом регулирования цен на продукцию сельского хозяйства и доведения их до уровня цен 1909—1914 гг.

Это осуществлялось главным образом за счет оплачиваемого сокращения поголовья скота и посевных площадей. Уменьшение товарной массы поднимало цены до уровня, при котором восстанавливалась рентабельность малых и средних ферм, спасая их от разорения.

Экстраординарные меры были приняты и в целях уменьшения безработицы. Была учреждена Администрация развития общественных работ. Безработных направляли в специальные трудовые лагеря, занимавшиеся строительством дорог, мостов, аэродромов, зданий и сооружений.

Проведение «Нового курса» потребовало мобилизации больших денежных ресурсов, которые к тому времени имелись у правительства Рузвельта (что во многом и определило успех его реформ).

В это время наметился прогресс в развитии трудового и социального законодательства.

Большинство дел, связанных с отношениями между работодателем и работником, рассматривалось в суде на основе принципов обязательного права, не учитывающих фактическое социально-экономическое неравенство сторон в трудовом договоре.

В 1932 году был принят закон Норриса-Лагардия, в рамках которого сужалось право судов издавать судебные предписания по поводу трудовых конфликтов, что фактически давало возможность судам срывать любые забастовки работников. Этот закон также запрещал работодателю принуждать рабочих подписывать контракты, обязывающие их не вступать в профсоюз.

В 1935 году был принят закон Вагнера, ставший важным этапом в развитии трудового законодательства США. Впервые в общефедеральном законодательстве легализовался статус профсоюзов. При этом запрещалось уголовное преследование за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках. Кроме этого, работодатели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры, и не принимать на работу лиц, не состоявших в профсоюзных организациях. За работниками признавалось право на забастовки, в случае нарушения работодателем норм закона.

Национальное управление по трудовым отношениям было создано для контроля за выполнением закона Вагнера на практике. Его руководство назначалось президентом с одобрения сената. При обнаружении незаконных действий в трудовых отношениях, Управление готовило дело для его передачи в суд. Лица, которые препятствовали работе управления, получали штраф до 5000 долларов, либо лишение свободы на срок до 1 года, либо оба наказания сразу.

В 1935 году был принят Закон о социальном обеспечении, являвшимся первым законом такого рода в истории США. Дополнительно к принятию закона было создано Управление по социальному страхованию.

С этих пор в США появились пенсии по старости для людей, достигших 65-летнего возраста и обладавших определенным цензом оседлости, а также соответствовавших условию: «если его общий заработок за период с 31 декабря 1936 г. и до достижения им возраста 65 лет не превысит 3000 долларов. Выплачиваемая ему пенсия будет равняться половине получаемой в прошлом зарплаты. Для формирования Пенсионного фонда страны устанавливался новый ежегодный налог на личные доходы работающих по найму в размере 1% с последующим повышением налога на 0,5% каждые три года. Для предпринимателей вводился аналогичный налог в размере 1% с выплаченной им зарплаты с последующим повышением этого налога на 0,5% каждые три года.

В 1938 году был принят Закон о справедливом найме рабочей силы, определявший максимальную продолжительность рабочего дня для некоторых групп трудящихся, а также уровень минимальной зарплаты.

В итоге, «Новый курс» как пакет законов, сильно и впервые вторгающихся в социальную и экономическую жизнь страны, оказал серьезное влияние на смягчение кризиса.

Ревизия «Нового курса»

По мере выхода из кризиса, представители крупных корпораций начали добиваться через Верховный суд отмены отдельных законов «Нового курса».

В целях смягчения будущих экономических кризисов стали широко внедряться новые формы государственного регулирования, которые реализовывались на практике с помощью финансово-экономических средств.

После окончания Второй мировой войны произошел отход от завоеванных позиций в области трудового законодательства. В 1947 году был принят Закон Тафта — Хартли, который носил статус поправки к Закону Вагнера. Фактически, новый закон отметил все основные положения Закона Вагнера.

Этот закон затруднял ведение стачечной борьбы за свои права. Так, предупреждение о планируемой забастовке должно было поступить работодателю за 60 дней до ее начала. Президент при этом наделялся правом установить охладительный период – прервать любую забастовку на срок до 80 дней. Государственные служащие были лишены права участвовать в забастовках. Не допускались стачки солидарности, а также стачки, создающие угрозу национальным интересам страны. Отменялась практика «закрытого цеха» и обязательство заключать коллективные договора с работниками. Предприниматели получили право в судебном порядке взыскивать убытки, возникшие при выходе забастовки за рамки закона.

Устанавливался контроль за профсоюзными средствами. Теперь ими нельзя было пользоваться для достижения любых политических целей. Были приняты и другие законы, серьезно ограничившие права профсоюзов в различных сферах трудовых, экономических и социальных отношений.

В 1950 году был принят Закон Маккарэна — Вуда и было создано Управление по контролю за подрывной деятельностью. Ему предоставлялось право оценивать и определять, является ли та или иная организация коммунистически действующей организацией или организацией коммунистического фронта. Такие организации подлежали обязательной регистрации в Министерстве юстиции, а их члены серьезно ограничивались в гражданских правах. Отказ от регистрации в Минюсте предполагал в ответ довольно жесткие санкции.

В случае объявления чрезвычайного положения президент получал право с согласия министра юстиции отдавать распоряжение о задержании и об интернировании любого лица, если имелось разумное основание полагать, что это лицо может потенциально представлять угрозу для национальной безопасности США. Позже были приняты и другие похожие по смыслу законы. На их основе, а также на основе исполнительных приказов №10450 и №9835 была развернута кампания, в ходе которой преследованию подверглись как коммунисты, так и прогрессивно мыслящие интеллигенты.

В последствии, эта кампания «по проверке лояльности» была в основном прекращена. И тем не менее, в стране сложилась, трансформируется и функционирует особая система правовых отношений, которые не во всем совпадают с Конституцией страны.