Малые иммигрантские национальности


Главными иммигрантскими национальностями были в США в 50-х — 60-х годах XIX в. ирландцы и немцы. Но, кроме них, имелся ряд других национальных групп, значительно меньших численно, не имевших такого удельного веса в жизни страны и не являвшихся результатом таких массовых, народных миграционных движений. В Нью-Йорке, по данным переписей, процент торговцев и лиц свободных профессий в национальной группе был тем выше, чем малочисленнее была национальная группа, так как первыми селились в чужой стране торговые люди. У ирландцев и немцев этот процент был ниже, чем у других иммигрантских групп.

Малые иммигрантские национальности в США

Английские иммигранты в США

Самой многочисленной, после ирландцев и немцев, иммигрантской группой были выходцы из Англии (включая Шотландию и Уэльс). Накануне гражданской войны их насчитывалось в США почти 586 тыс. и они составляли 14% всего иммигрантского населения. Правда, цифры эти, вероятно, преувеличены, так как в них могли быть учтены отплывавшие из Ливерпуля ирландцы, да и вообще много ирландских рабочих жило в Англии. Английские иммигранты были в большей своей части рабочими. «Большинство избыточного населения Англии, — писал Маркс, — находит новую родину в Соединенных Штатах».

Часть английских бедняков выезжала за счет приходов, как и ирландские пауперы. Некоторых направляли в Америку английские капиталисты, имевшие вложения в США. Так, английские акционеры железной дороги «Иллинойс сентрал» посылали в район этой дороги колонии английских рабочих и фермеров. Нередко вместе с проданными машинами посылали и рабочих. Многих безработных отправляли в Америку за свой счет профсоюзы. На таких началах поехала, например, в конце 1850 г. в США группа лондонских безработных портных. Довольно часто английские тред-юнионы отправляли в США своих активистов, занесенных в черные списки. В США же эмигрировали многие чартисты. Вообще английская рабочая эмиграция середины XIX в. тесно связана с угасанием чартизма.

Английские рабочие-иммигранты занимали в США особое место — это была прослойка квалифицированных рабочих. Они трудились на шахтах, рудниках и металлургических предприятиях (особенно валлийцы), на текстильных фабриках, в строительстве. Квалифицированные рабочие-металлисты были главным образом англичанами и шотландцами. Технический опыт, привезенный высококвалифицированными работниками английской промышленности, сыграл ведущую роль в американском промышленном перевороте.

В последние годы гражданской войны американские вербовщики особенно старались законтрактовать рабочих в Англии, но число завербованных исчислялось только сотнями, притом многие вернулись. Английские рабочие, имевшие прочные традиции профессионального движения, как правило, отказывались срывать забастовки американских рабочих, и на этой почве профсоюзы США вступали в связь с английскими тред-юнионами.

В условиях характерной для Америки в ту пору текучести классов английские рабочие, начинавшие с более высокого уровня, чаще, чем рабочие других национальностей, выбивались в мастера, хозяйчики и даже фабриканты. Так бывало в текстильной промышленности, в строительстве и т. д.

Вопрос о положении и даже о существовании английской национальной группы в США изучен очень мало. В литературе распространено мнение, что англичане ассимилировались легко и что «английского вопроса», подобного «ирландскому вопросу», «немецкому вопросу» и т. п., в США не было. Исследователь нейтивизма Дж. Хайэм пишет, что англофобия, характерная для США в XIX в., никогда не отражалась на положении английских иммигрантов. Тем не менее, и английские выходцы жили обособленными группами. В Нью-Йорке, например, они имели свои кварталы. Бесспорно, однако, что национальная обособленность здесь наблюдалась гораздо меньше: материалы о ней не «лежат на поверхности» и не бросаются в глаза, как соответствующие сведения о других иммигрантских группах. Можно только высказать предположение, что здесь сыграла роль общность языка и культурных традиций (в том числе религиозных) с ядром американской нации, а также относительно более высокое (по сравнению с ирландцами, которые тоже пользовались английским языком) общественное положение.

Скандинавская иммиграция в США

Скандинавская иммиграция в США исследована лучше, чем иммиграция из других районов. Наибольшей высоты она достигла в 80-е годы, причем преимущественно из Норвегии, откуда переселилась в Америку большая доля населения, чем из какой-либо другой страны за исключением Ирландии. Накануне же гражданской войны скандинавская иммиграция находилась еще в ранней стадии, за 1850—1860 гг. она исчислялась примерно 25 тыс. человек. Это была преимущественно крестьянская иммиграция, которая вызывалась теми же, в общем, обстоятельствами проникновения капитализма в сельское хозяйство, что и в других европейских странах, и связанными с ними идеологическими, в частности религиозными, раздорами. В Америке скандинавские крестьяне тоже селились на земле, обычно в западных штатах. Крупным центром их, уже в те десятилетия, стал Висконсин. Марксом отмечено, что «люди из Норвегии выбрали суровую северную, лесистую часть Висконсина». Поселения их передвигалась все дальше на Запад, в область прерий. Норвежские иммигранты жили большими семьями, по 6—12 детей в семье, землю обрабатывали силами всего семейства. 14-летний мальчик считался уже полноценным работником.

Наиболее характерной, хотя численно меньшей частью норвежской иммиграции были моряки и рыбаки. Моряки правдами и неправдами покидали норвежские суда и переходили на американские, где платили больше. Их опыт плавания на парусниках высоко ценился и использовался американскими судовладельцами для конкуренции с пароходствами (английский паровой флот превосходил американский). Норвежцы плавали и на океанах и на Великих озерах, служили на верфях, маяках и рыболовных промыслах и составляли заметную часть американских водников.

В годы гражданской войны норвежская иммиграция продолжала, с некоторыми перерывами, нарастать. Это было обусловлено неурожаем 1861 г. в Норвегии, принятием закона о гомстэдах в США, установившимися там высокими хлебными ценами и т. п. «С каждого прибывающего по железной дороге Мичиган сентрал поезда валят длинными вереницами норвежские иммигранты, приехавшие через Ливерпуль и Квебек, — одобрительно сообщал в первые месяцы гражданской войны чикагский корреспондент «Нью-Йоркской трибуны». — Среди них много седовласых стариков и много малых детей. Все одеты опрятно, особенно женщины в своих снежно-белых платках. Они направляются в пункты в Висконсине и Миннесоте. Почти все бедны».

Множество скандинавских иммигрантов было привлечено в Америку мормонами, которые развили в скандинавских странах широкую пропаганду, обещая новообращенным бесплатный проезд в Америку и землю. Наибольший успех они имели среди беднейших слоев населения, преимущественно в Швеции и Дании. В газетах военных лет часты сообщения о прибытии из Европы шведских и датских мормонов, держащих путь в мормонские поселения на Большом Соленом озере.

И скандинавская иммиграция, как немецкая, ирландская и другие, знала утопические проекты колоний в Америке. Наиболее прославилось в этом отношении предприятие знаменитого норвежского скрипача Оле Булля, который в начале 50-х годов купил в Пенсильвании землю и основал на ней колонию Новая Норвегия, или Олеана. Иммигранты, которым сулили золотые горы, стали селиться там, но Оле Булль был обманут земельными спекулянтами, и все дело не замедлило лопнуть, оставив заметный след лишь в норвежском народном творчестве. В очень популярной сатирической балладе «Олеана» пели, например, о жареных поросятах, которые бегают по улицам Олеаны и сами просятся на стол.

Эпизод из драматической поэмы Ибсена «Пер-Гюнт», где герой замышляет основать в Сахаре «Гюнтиану» со столицей Перополь и «размножить норвежскую расу», — тоже отзвук Олеаны.

Иммиграция в США из стран Европы

Французов, по данным переписи, было в США в 1860 г. более 109 тыс. человек. Разумеется, в это число не включалось давнее франкоязычное население Луизианы, но и приведенное выше число выходцев из Франции могло быть преувеличено за счет эльзасских немцев и выезжавших через Гавр германских эмигрантов. Франция не дала такой массовой эмиграции, как Германия или Англия. В ней не образовывалось столь значительное избыточное население; по промышленному развитию она сильно уступала Англии, а земельные преобразования, произведенные Великой буржуазной революцией, поставили ее крестьянство в совершенно иное положение, чем крестьянство других европейских стран, наполеоновские же войны обескровили население и уменьшили его прирост.

Среди французских иммигрантов в США большинство составляли рабочие и специалисты. Много было интеллигентов. Заметную долю составляли революционные эмигранты, особенно изгнанники 1848 г. Все они селились преимущественно в городах, но иногда возникали и французские сельскохозяйственные колонии утолически-социалистического типа, как упоминавшаяся уже икарийская колония. Среди городских, в частности нью-йоркских, французов выделялся специфический буржуазный и мелкобуржуазный слой — владельцы ресторанов, кафе, булочных, гостиниц, повара и кондитеры. В отличие от соответствующих прослоек других иммигрантских национальностей, французские рестораторы и т. п. обслуживали не столько своих соотечественников, сколько богатых американцев. Заведения их, соответственно, были крупнее. Нью-йоркские французы не жили в кварталах лачуг, где обитали ирландцы или немцы, — условия их жизни были лучше.

Итальянская иммиграция, достигшая в последующем таких больших размеров, была в период гражданской войны еще незначительной. Итальянцы продавали на улицах американских городов цветы и фрукты, статуэтки, чистили обувь, ходили с шарманками. Бродячими шарманщиками и певцами часто бывали дети, специально вывезенные из Италии и попавшие в кабалу к хозяевам — «ладрони». Тогда и появилась в Америке система «ладрони», пышно расцветшая несколько десятилетий спустя. Среди итальянских революционеров-эмигрантов, живших в США, многие бедствовали. В 1854 г., например, «Нью-Йорк дейли трибюн» сообщала о прибытии 25 гарибальдийцев, высланных из Италии папским правительством. Ремесленники и рабочие разных специальностей, они не могли найти работу.

Заметный отряд революционной эмиграции составляли в США венгерские революционеры 1848 г., тесно связанные с немецкими. Как и представители других национальностей, они пытались устраивать в Америке сельскохозяйственные колонии, например «Новую Буду» в Айове, но с такими же плачевными результатами.

Революционные эмигранты были самым характерным элементом и польского населения США в рассматриваемый период. Каждое польское восстание выбрасывало волну изгнанников на американский берег, где им приходилось довольно трудно. В 1852 г., например, группа поляков обратилась через «Нью-Йорк дейли трибюн» с публичным обращением — дать работу вновь прибывшим польским изгнанникам. Как и другие национальные группы, польские иммигранты создавали свои организации. В Сан-Франциско, доносил русский вице-консул, «поляков много и Общество их процветает».

Поляки активно участвовали в гражданской войне, тем более, что среди них было много офицеров. Российское посольство, которое, разумеется, ревниво следило за деятельностью польских эмигрантов, доносило в 1865 г. в Петербург, что в Нью-Йорк прибыло около сотни польских беженцев, принимавших участие в «недавних волнениях». Некоторые из них, сообщал посланник, намерены вступить в американскую армию, другие — отправиться в Южную Америку, «где надеются найти средства к существованию легче, чем в Соединенных Штатах».

Чехи в США

Единственной сколько-нибудь значительной количественно славянской группой в США середины XIX в. были чехи. Они селились главным образом на Среднем Западе. Русское посольство, делавшее попытки колонизовать ими Приамурье, помещало статьи в чешских газетах Сент-Луиса и Расина (штат Висконсин). Многие чехи были фермерами. В документах посольства говорится о том, что в окрестностях Расина удобно «быть очевидцем сельского быта американских славян» и что на этих славянах (имеются в виду чехи) отразилось «падение цен на землю в связи с войной». Однако многие были городскими рабочими. Редактор сент-луисской чешской газеты Франта Мрачек говорил в письме, адресованном в 1861 г. русскому посольству и написанном на весьма несовершенном английском языке: «Наши люди — большей частью механики и рабочие». Кризис 1857 г. и война разорили их, прибавлял он.

Русские в США

«Русские бывают здесь только проездом и то в малом числе», — писал в Петербург российский посланник Стекльв. Когда возник проект построить в Сан-Франциско на доброхотные даяния православную церковь, русский вице-консул в этом городе доносил посланнику: «Число славян Греко-Российского исповедания в Калифорнии, по всей вероятности, простирается в настоящее время до 1000 человек». Сюда, разумеется, не включались славяне-католики: поляки, чехи и др. В населении Калифорнии были представлены самые разнообразные национальности, русские же имели дополнительное основание жить там, где еще за 20 лет до того существовала колония Росс. Тем не менее, русских и других славян православного исповедания было и в Калифорнии чрезвычайно мало. Что касается их экономического положения, то можно привести отрывок из другого донесения того же вице-консула на ту же тему: «По случаю худого урожая в последних двух лет в Калифорнии Славяне, большею частью бедные люди, не имели возможности, делать контрибуции…».

Материалы русского посольства дают некоторые сведения и о другой очень малочисленной национальности. В связи с проектом построить православную церковь в Нью-Йорке греческий консул сообщил русскому посланнику Стеклю, что в Нью-Йорке живет 9 греческих семей, кроме того, 17 молодых греков, связанных с торговыми заведениями, и 50 — 100 греческих рабочих и матросов. В Бостоне, Филадельфии, Балтиморе и Вашингтоне консул насчитал еще сотню греков. Только половина греческих семей Нью-Йорка, писал он, в состоянии жертвовать на постройку церкви. Таким образом, греческие жители США были, по-видимому, связаны только с международной торговлей и, как и русские, иммигрантской группы собственно не составляли.

Китайские иммигранты в США

Открытие калифорнийского золота положило начало иммиграции в США китайцев. В 1860 г. их было около 35 тыс. человек, почти исключительно в Калифорнии и преимущественно бессемейных чернорабочих. Однако отдельные группы встречались и в восточной части страны. В 1854 г. в Кентукки, по газетным сообщениям, прибыла группа в 10 кули, ввезенных прямо из Китая, которые едут на железоделательный завод Келли, что на реке Камбэрланд, ниже Эддивиля. Утверждают, что они продались на определенное количество лет». Попытка заменить рабский труд негров полурабским трудом китайцев была повторена южными штатами после гражданской войны в гораздо больших размерах.

В 1854 г. в Нью-Йорке было созвано собрание для помощи местным китайцам, которые, по утверждению «Нью-Йорк дейли трибюн», все в ней нуждались. На собрании присутствовал 41 китаец, и священник сказал проповедь на китайском языке. Оказалось, что в помощи китайцам (и, вероятно, в их христианизации) заинтересованы американские купцы, торгующие с Китаем.

Уже в 50-х годах иммиграцию китайцев и предоставление им работы стали ограничивать, и в Калифорнии начали возникать антикитайские организации. В последующие десятилетия это привело к крупным антикитайским выступлениям и к кристаллизации особо злостной, калифорнийской, разновидности нейтивизма.

Автор: Богина Ш. А.