Немецкое рабочее движение в США


Немалое влияние на предсъездовскую конференцию в «Немецком доме» оказали участвовавшие в ней представители рабочих социалистов — И. Вейдемейер, А. Дуэ и др. За два месяца до нее собрание немецких рабочих Нью-Йорка приняло такие же требования к республиканской партии. Вообще немецкие рабочие были влиятельны в левом крыле этой партии. Линкольна они считали поборником «свободного труда и бесплатных гомстэдов». Фостер отмечает, что немцы-марксисты сыграли видную роль в выдвижении Линкольна в 1860 г. Но не следует думать, что они были руководящей силой республиканского движения вообще или среди немецкого населения в частности. Они не были ею в той же мере, в какой не был гегемоном второй американской революции весь рабочий класс США. Передовую роль в антирабовладельческом движении немцев играли прогрессивные левобуржуазные силы во главе с эмигрантами 1848 г.

Немецкое рабочее движение в США

Роль немецкого рабочего движения в США

Немецкое рабочее движение сыграло в истории Америки особую роль. Рабочие-немцы и немецкая социалистическая интеллигенция привезли с собой за океан все характерные черты и особенности как немецкого, так и вообще европейского рабочего движения, все его достижения и слабости. Привезли они и высшее его достижение — марксизм, и он не остался только их достоянием, а укоренился с большими или меньшими препятствиями в американском рабочем движении.

Американский рабочий союз

Выше уже говорилось о профсоюзах немецких рабочих. Если прежде в американском рабочем движении доминировали англичане и шотландцы, то в период массовой немецкой иммиграции их место заняли немцы. Многие немецкие профсоюзы приципиально допускали в свои ряды рабочих других национальностей. В ряде профессиональных организаций как немецкого, так и американского происхождения действительно объединялись рабочие из разных стран. Такие принципы в особенности провозглашались централизованными рабочими организациями. Так, созданный в 1853 г. под руководством Вейдемейера Американский рабочий союз объявил своей целью «объединение всех рабочих США, независимо от национальности, для преобразования положения рабочих». В соответствии с этим принципом в союз принимались все рабочие, без различия языка и цвета кожи, и для практического осуществления такого принципа Вейдемейер даже взял на себя связь с англоязычными рабочими. На деле, однако, Американский рабочий союз, как и другие объединения такого рода, остался организацией немецких рабочих. То же происходило с отдельными немецкими рабочими союзами. В значительной мере это объяснялось языковым барьером, но в гораздо большей — отсутствием желания преодолеть его.

«Огромная часть вины за эту гибельную изолированность, — писал Зорге, — падает на самих немецких рабочих, мало интересовавшихся разговаривающими по-английски рабочими и еще меньше местным языком». Немецкие рабочие организации действовали на американских рабочих своим примером. Так, в 1850 г., после объединения немецких профсоюзов Нью-Йорка, там был создан, по образцу профессиональных организаций немцев, центральный орган англоязычных профсоюзов — так называемый Индустриальный конгресс.

По уровню развития социалистической мысли немецкая иммиграция значительно опередила американцев. Правда, иммигранты-немцы насаждали в США разные виды европейского мелкобуржуазного социализма, но из их же среды вышли и первые проповедники марксизма в Америке.

В начале рассматриваемого периода большим влиянием среди немецких рабочих в США пользовался социалист-утопист Вильгельм Вейтлинг. Рабочий-портной, Вейтлинг организовал в Нью-Йорке товарищество швейников, а также рабочих других отраслей производства. В 1850 г. под его руководством был созван в Филадельфии «первый немецкий рабочий конгресс», целью которого были провозглашены «утверждение и организация рабочего союза по всем Соединенным Штатам». Результатом конгресса, не принявшего, впрочем, никакой специфически пролетарской программы, а ограничившегося требованием гомстэдов и защиты иммигрантов, было создание рабочего союза, который имел отделения в разных городах. Союз оказался орудием осуществления утопических планов Вейтлинга. Сам Вейтлинг был противником профессиональной борьбы и забастовок и основной задачей своего союза считал создание обменного банка с «рабочими деньгами», промысловых товариществ и колоний. Ряд лет он издавал газету «Республик дер Арбайтер», заполнявшуюся его теоретическими произведениями, письмами из Европы и т. д.

Средоточием деятельности вейтлинговского Рабочего союза стала колония «Коммуния» в Айове. Коммунистические колонии, создававшиеся под влиянием идей европейского утопического социализма, были нередким явлением в Америке тех десятилетий. Иногда они создавались американцами (известная «Брук фарм»), чаще — иммигрантами (например, «Икария», основанная французским утопическим коммунистом Кабэ). Всех их ожидал печальный конец. Не являлась исключением и «Коммуния», вступившая в вейтлинговский Рабочий союз и поглотившая все его средства, собранные на обменный банк. Но ни это, ни непосредственное управление Вейтлинга делами коммуны не спасли ее, а распад колонии окончательно погубил и газету и союз Вейтлинга.

Немецко-американское рабочее движение, оставив Вейтлинга в прямом и переносном смыслах где-то сбоку, пошло вперед. Ученики Маркса — Вейдемейер, Зорге и др. — пытались в 1852 г. создать в США марксистскую организацию — Союз пролетариев, но это была малочисленная организация. В следующем году в условиях подъема рабочего движения Вейдемейер организовал Американский рабочий союз. Этот союз прямо провозгласил необходимость создания самостоятельной политической рабочей партии. Для выяснения программы этого союза представляет интерес брошюра «К рабочим», датированная 21 сентября 1854 г. Авторы брошюры могли быть организационно связаны с вейдемейеровским Рабочим союзом — она подписана «Районный комитет». Известно, что этот союз, в отличие от других рабочих объединений, строился не по профессиональному, а по территориальному принципу. Она дает анализ промышленного кризиса, который переживали США в 1854 г., призывает рабочих не поддерживать ни одну буржуазную политическую партию и предлагает провести «рабочую земельную реформу» — декретировать неотчуждаемость государственных земель и устраивать на них с помощью государства рабочие товарищества. Этот последний, утопический, пункт имелся и в программе Американского рабочего союза. В заключение рабочие призываются к классовому единству и завоеванию политической власти: «Соединяйтесь не как немцы, ирландцы, американцы, не как сторонники или противники трезвенничества — соединяйтесь и организуйтесь как рабочие…».

Тем не менее и в этот период немецкое рабочее движение, самое передовое в США, не могло достигнуть полной теоретической ясности и организационной устойчивости. Самые большие ошибки были допущены в рабочих организациях по вопросу о рабстве. В начале 50-х годов этот вопрос в их требованиях просто игнорировался. Аболиционистов ни во что не ставили, так как «белыми рабами» — наемными рабочими — они не занимались. Многие немецкие рабочие, как и вообще большинство иммигрантов, шли в то время за демократической партией и в известной мере восприняли ее отношение к рабству. Такова была линия Вейтлинга. Борьба против рабства, в которой участвовала буржуазия, иным представлялась чем-то несовместимым с защитой классовых интересов рабочих.

Клуб коммунистов в Нью-Йорке

Правильную позицию занял по этому вопросу Клуб коммунистов, возникший в Нью-Йорке в 1857 г., — он требовал отмены рабства. Клуб этот был организован марксистами Нью-Йорка — Зорге, Компом. Якоби и др. — и был связан с Вейдемейером, который уже в это время жил на Западе. В уставе Клуба были изложены его программные принципы: безрелигиозность, равноправие людей независимо от цвета кожи и пола, уничтожение частной собственности и разумное распределение по потребностям и т. д. Клуб коммунистов организовал торжественное празднование 10-летия революции 1848 г. Во время гражданской войны большинство его членов ушло на фронт, и он прервал свою деятельность. Возобновление ее после войны уже происходило в рядах I Интернационала. Герберт Аптекер пишет о кануне гражданской войны: «…в то время как расизм глубоко проник в национальное сознание и заразил даже рабочий класс, молодое марксистское движение, укоренившееся в США в 1850-х годах, деятельно участвовало в борьбе против рабства».

В конце 50-х годов большинство немецких рабочих уже сознавало необходимость отмены рабства. Этому, в частности, способствовала серия статей Вейдемейера о проблеме рабства. В 1859 г. нью-йоркский конгресс Всеобщего рабочего союза принял постановление о борьбе против рабства и потребовал отмены закона о поимке беглых рабов. Вскоре газета союза «Ди зоциале республик» стала резко требовать отмены рабства. Немецкие рабочие в этот кризисный период оказались более зрелыми, чем другие отряды рабочего класса. В 1860 г. центр немецкого рабочего движения переместился в Чикаго, где сильное немецкое рабочее общество было связано с республиканской партией и откуда, благодаря работе Вейдемейера, Германа Мейера и других, идеи марксизма пропагандировались по другим городам Запада. Марксизм, который в 50-х годах распространялся преимущественно среди немецких рабочих, в 60-х годах, как указывает У. Фостер, проник в ряды коренных американских рабочих. Происходила та передача пролетарского опыта, о которой писал в 80-х годах Энгельс по поводу американской Социалистической рабочей партии: «Но если эта партия и вела свое происхождение от чужого корня, то она вместе с тем была вооружена опытом, приобретенным за долгие годы классовой борьбы в Европе, и пониманием общих условий освобождения рабочего класса, значительно превосходящим понимание, достигнутое до сих пор американскими рабочими. Это — счастливое обстоятельство для американских пролетариев». Процесс этот ощущается и в нынешнем американском рабочем движении, как свидетельствует высказывание современного американского марксистского журнала: «Тот политический факел, пламя которого так помогали в прошлом поддерживать прогрессивные деятели иммиграции, все более и более переходит в руки коренных жителей».

Автор: Богина Ш. А.